1 мая 2024 года, в Великую Среду, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборе вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа.
Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора иерей Даниил Булатников и диаконы Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.
По окончании богослужения архиепископ Герасим обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«В Великую Среду мы воспоминаем страшные события, которые совершились в истории человечества. Человек по имени Иуда Искариот предал своего Господа. Предательство и верность были присущи человечеству со времен Адама. Адам в раю предал доверие Бога, нарушив Его заповедь. Множество примеров в истории Ветхого Завета мы видим и верности, и предательства, когда Авессалом предал своего отца Давида, а нареченный брат Давида Ионафан положил душу свою за него. Сатана побуждает Иова, говоря: «Похули Бога и умри» (Иов.2,9). Но Иов остается верен Богу. И в Новом Завете мы видим событие, когда человек предает Бога. Мы все называемся верными, как некая гвардия Христова, которая остается на Божественной литургии в самые таинственные моменты, когда бываем допущены к величайшим Таинствам Тела и Крови Христовой. Оглашенные, те, которые не вошли еще в Церковь, не могут участвовать в этом Таинстве, а мы можем. Не трепещет ли наше сердце, когда за Литургией мы слышим: «Святая святым»? Кто из нас может называть себя святым? Думаю, что у каждого из нас в этот момент рождается в сердце мысль: «Господи, неужели я свят? Неужели достоин того, что ты отдаешь Себя мне? Очисти меня, грешного, и сделай достойным Себя!»
Вера и верность – очень похожие слова. Мы называем себя верными, потому что мы верующие. Мы называем себя верующими, потому что призваны быть верными Богу и ни в чем не поступаться в исполнении заповедей Божиих, как бы тяжело это ни было бы, какие бы искушения и соблазны нас не одолевали, какие бы события ни происходили в жизни. А что же такое предательство?
Может ли человек предать Бога, ведь Бог всемогущ, вездесущ, не подвержен никакой страсти? Неужели Богу может повредить наше человеческое предательство? Неужели мы можем оскорбить и обидеть Бога? Если бы Господь не воплотился, то мы могли бы так сказать. Так рассуждают и люди, не верующие в Воплощение Христа Спасителя. Они не верят в то, что Христос – это Воплощенный Бог. Они так и размышляют, что Бог – это Безличный или Личный Абсолют. Никак к этому Богу прикоснуться нельзя, потому что Он отделен от нас, Он сотворил мир и теперь почивает от дел Своих, предоставив нас самим себе. Такого Бога, действительно, оскорбить невозможно, потому что Ему нет никакого дела до мира. Но в том и тайна веры Христовой, что Богу настолько есть дело до этого мира, что Он даже Сына Своего Единородного отдает на распятие. Господь Иисус Христос воплощается, становится таким же, как и мы, претерпевает те же страсти, терпит голод, жажду, боль, плачет, испытывает ощущение богооставленности, как некогда в Гефсиманском саду. Все то, что мы можем пережить, пережил Христос. Единственно, у Него нет греха. Но все прочее – такое же, как у нас. Та же слабая, немощная плоть, которая может быть истерзана кнутами палачей, такие же ноги и руки, которые могут быть пробиты гвоздями. Поэтому в отношении такого Бога мы имеем свободу быть верными или предать Его. Именно потому происходит то событие, которое меняет ход истории человечества. Человек добровольно избирает: быть со Христом или без Христа.
И вот Иуда делает свой выбор. Нам сложно судить, насколько он осознавал, Кого предает. Но можно задуматься о том, понимали ли члены синедриона, что предают на распятие не просто галилейского пророка, но отрекаются от Надежды Израиля? Предают веру своих отцов, проклинают всех своих пророков, попирают собственные Писания? То, что произошло, произошло. Те, кто были верны, видели, что вот Он – Чаяние народов, Мессия, и нужно быть с Ним до конца. А у тех, чьи глаза были закрыты грехами, потому что ничто так не поражает нашу веру, как грех, те заплатили эти деньги и потом пришли к ненавистным язычникам, к Пилату, чтобы он убил их Бога.
Мы переживаем эти события каждый год в Великую Среду. И слушая песнопения, которые создали инокиня Кассия, преподобный Косма Маюмский, мы переживаем их так же ярко, как переживали апостолы. Задумаемся о том, где мы в этих событиях? Мы посторонние наблюдатели или участники? Если мы собрались сегодня в храме, то мы – участники данных событий, и нам нужно быть вместе со святыми апостолами, женами-мироносицами, но никак не с предателями Христа.
Чем же предается Бог? Что есть верность Богу? Все очень просто. Верность Богу – это исполнение Его заповедей. Блажен тот, кто верит Христу даже до смерти. Такой человек, несомненно, наследует радость Господа и услышит в последнюю минуту своей жизни в собственной душе: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23,43). А предается Бог тем, что мы попираем Его любовь, Предательство – это отречение от любви Божией, забвение того, что сделал Бог для нас. Кого Он послал? Сына Своего Единородного. Какие мать и отец отдадут своего ребенка на смерть за незнакомых людей? А Господь это делает. Он приходит умереть за нас. Вот что такое любовь. Если мы от любви отрекаемся, значит, мы предатели. Не дай Бог никому из нас оказаться в таком качестве! Евангельские заповеди, слово Христова, любовь к ближнему как к самому себе – вот что делает нас верными или неверными. И множество людей сейчас, к сожалению, оказываются в стороне, когда говорят, что та кровь, которая сейчас льется в Палестине, на Донбассе, в Белгороде, Брянске, нас не касается. Мы живем в другом мире, спокойном, тихом, у нас свои развлечения, Первомай и так далее.
Мы причастны ко всему. Каждый страдающий человек – плоть от плоти и кость от костей наших, потому что у всех нас один праотец. И дни Страстной седмицы, и пасхальные дни мы должны провести в размышлении, как нам стать ближе ко Христу. Чем мы можем послужить Богу, оправдать и подтвердить нашу верность Ему? Не тем ли, что мы могли бы сделать что-то доброе тем, кто рядом с нами или кто далеко от нас и страдает, но мы могли бы ему помогать? Вот самое важное дело. Пост важен для того, чтобы собраться с мыслями. Мы провели святую Четыредесятницу, уже и тело очистилось, и ум стал более ясным. Теперь мы можем понять, всю глубину тех великих слов, которые мы слышали в страстные дни. Постараемся, чтобы никакие внешние заботы и развлечения из нас этих слов не изъяли, чтобы семя, посеянное в наших сердцах, не склевали птицы. Дай Бог, чтобы семя слова Божия и слова тех удивительных песнопений, которые мы сейчас на Страстной седмице слышим, дали добрый плод в нашем сердце, чтобы оно никогда не оставалось бесплодным! Это нужно каждому верующему человеку, поскольку он слышит слова Христовы: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12,24). Нам нужно почаще восклицать с Фомой: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин.11,16). Если такое настроение в нас будет, то Господь Сам нас укрепит, поддержит и даст силы не только для нашей жизни, но и для достойной встречи с Царством Божиим».