16 апреля 2025 года, в Великую Среду, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборе вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа.
Правящему архиерею сослужили: иерей Рустик Фенченко, секретарь Владикавказской епархии; иерей Георгий Дзеранов, ключарь кафедрального собора; иерей Георгий Кудзагов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии; клирики кафедрального собора иерей Даниил Булатников и диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев, Валерий Бобылев и Георгий Тедеев.
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.
По окончании богослужения архиепископ Герасим обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Сегодня Великая Среда, самое сердце Страстной седмицы, поскольку ныне Церковь воспоминает страшное событие предательства Иуды, когда он согласился за тридцать сребреников предать своего Господа, Учителя и Спасителя. Мы в дни Страстной седмицы, читая Евангелие, вспоминая день за днем и час за часом события, которые последовали за торжественным входом Спасителя в Иерусалим, проходим эти дни вместе с Христом и его апостолами. Памяти святых, которые приходятся на дни Страстной седмицы, переносятся на другие дни Великого поста, поскольку Церковь полагает, что неуместно воспоминать даже самых прославленных святых в те дни, когда мы говорим о Страстях Спасителя.
Сегодня, как и за каждой Литургией, мы читали молитву о Святой Руси. Мне подумалось: а улучшаем ли мы тем самым течение Страстной седмицы тем, что вносим моление о сегодняшнем дне в те события, которые имеют вечное значение? Та тема, которая доминирует в песнопениях Великой Среды, тема верности и предательства, важна во все времена и особенно актуальна в наши дни. На полях сражений сейчас наши воины проливают свою кровь, и мы видим следствия этих военных действий, когда российские бойцы освобождают захваченные территории Курской области, находят замученных людей, расстрелянных, запытанных. Мы слышим о неизбирательных обстрелах городов, вчера обстреляли Рыльск, Курск, по гражданскому населению наносятся удары. И христианское сообщество всего мира молчит, не говорит ни слова. Несколько дней назад был нанесен удар по сборищу военных в Сумах, и даже глава ООН выразил возмущение и протест по поводу удара по мирным жителям. Церковные лидеры христианских деноминаций тоже возмутились. Это можно назвать лицемерием. Когда явно наносятся удары не по военным объектам, гибнет мирное население, старики, женщины, дети, то люди закрывают глаза и отходят, как будто ничего не происходит. И это не только на нашей земле. Какие ужасные бедствия наносят неизбирательные удары в Палестине, не разбирая военных и гражданских! Но все молчат.
Не лицемерие ли это? Как характеризовать отношение христианина к происходящему, если он одно видит, а другое нет? Не предательство ли это Иуды, когда человек предает правду Христову? Господь говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5,6). А если подумать о противоположном: что произойдет с людьми, которые не правды алчут, а пытаются ложью прикрыть свое желание властвовать над людьми? Эта машина лжи и пропаганды, которая действует, не лицемерие ли это фарисейское? Фарисеи под предлогом желания благ видимых своему народу предали на смерть Спасителя: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин.11,48). Какой благочестивый предлог, забота о своем народе, патриотизм! Все это лукавство и ложь, потому что синедрион желал властвовать над народом. Они сами говорят: «Этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин.7,49). Им можно манипулировать как угодно.
То же самое происходит и сейчас. Поэтому в те дни, когда мы вспоминаем страдания Спасителя, думаю, что люди, которые алчут и жаждут правды и ее защищают, в том числе и с оружием в руках на поле боя, становятся в ряд со страдающим Христом. А те, которые лицемерно молчат и пытаются прикрыть военные преступления с одной лишь целью – продолжать наслаждаться своей властью и богатством, становятся на сторону синедриона, предавшего Христа на смерть, Иуды и фарисеев.
Получается так, что Страстная седмица имеет самое прямое отношение к сегодняшнему дню. По сути, мы переживаем те события, и в нашей власти оказаться либо на стороне лицемеров и предателей, либо на стороне учеников, даже если они были слабы в те дни и подверглись страху иудейскому, бежали от Спасителя. Эта слабость извинительна, и Господь простил покаявшегося Петра. Но лицемерие, ложь и умышленное принятие стороны сатаны, как это сделал Иуда, непростительны.
Размышляя об Иуде, мы много раз говорим: как он мог это сделать? Нам непонятно, как ожесточилось у человека сердце, что он был готов предать своего Учителя. Конец его был печальный – позорная смерть. Но до этого, с тем куском, который он взял со стола Тайной вечери, вошел в него сатана. До сего момента Господь был с ним, хранил его, давал последний шанс. И разговор на Тайной вечере, может быть, был непонятен остальным ученикам. Но Иуде он был понятен, потому что был обращен к нему. Как бывает часто, когда мы говорим с кем-то в присутствии других людей, то понимаем, о чем говорим, а другие не знают. Этим, наверное, объясняется непонимание учеников: кто предает Христа? Им было это неясно, но Иуде было все ясно. Так же, как ясно тем людям, которые сегодня оправдывают зло, насилие, военные преступления. Им все ясно. Они в здравом уме в своей черной совести делают это. И конец их будет тот же, что у Иуды.
А мы должны молиться, чтобы Господь укрепил нас, если в нас есть слабость, сделал нас сильными, способными следовать за Христом до конца, никогда не предавать правду и истину, быть всегда на стороне Христовой, потому что где Христос – там правда, спасение, свет. Будем всегда со Христом!»