Заступница Осетии. Кто была старица Анастасия и почему ее хотят канонизировать?

 

В рамках предстоящего празднования 1100-летия крещения Алании, комиссия по канонизации святых Владикавказской и Аланской епархии собирает информацию и свидетельства о чудесной помощи владикавказской старицы Анастасии Андреевой, для прославления ее в лике местночтимых святых.

Попытки создать жизнеописание старицы предпринимаются с 90-х гг. ХХ века, однако, собрать подробные данные о жизни матушки Анастасии до сих пор не удавалось. Председатель комиссии по канонизации протоиерей Евгений Попович рассказывает, что в процессе работы по сбору документального материала, комиссия сталкивается с острой нехваткой информации, запросы в архивы также пока не приносят желаемого результата.  

«Мы работаем над тем, чтобы собрать по крупицам информацию о жизни Анастасии Андреевой, но ее очень мало. Будем непременно искать дальше и надеемся, что жители Осетии, прежде всего конечно старожилы нашей столицы - Владикавказа, помогут нам», - рассказывает священнослужитель.

О старице Анастасии доподлинно известно немного. Анастасия Андреева принадлежала к семье сербских эмигрантов Андреевых, в XIX веке владевших во Владикавказе несколькими гостиницами, коммерческим клубом и знаменитыми Андреевскими банями. Отец матушки Анастасии был известен во Владикавказе не только успешной предпринимательской деятельностью - Христофор Андреев был меценатом и благотворителем, входил в попечительский совет Ольгинской гимназии, был человеком столь уважаемым, что после его смерти, высшее духовенство вопреки традиции и разрешению светских властей, приняло решение похоронить ктитора и благотворителя в ограде кафедрального собора Михаила Архангела города Владикавказа. Собор в советские времена был уничтожен, на месте храма и кладбища при соборе был возведен жилой дом для советской номенклатуры. В результате, могила мецената Христофора Андреева была утеряна.

Согласно устным преданиям Анастасия Андреева приняла юродство Христа ради, отказавшись от денег и почета, и проживала в скромном жилище на Курской сторонке, куда к старице ежедневно приходили за советом и благословением люди.

Матушка Анастасия умерла в 1932 году и не смотря на тяжелое и опасное время – провожали блаженную всем миром. Старица Анастасия была похоронена на Мещанском кладбище у Ильинской часовни, позже ставшей храмом. Есть предание, согласно которому, старицу похоронили здесь не случайно. Считается, что это было сделано по завещанию самой Анастасии, предсказавшей, что Ильинский храм переживет революцию, годы гонений и выстоит, сохранится и кладбище при нем.

Так и случилось. После революции во Владикавказе было разрушено порядка 30 церквей. А некогда скромной часовне на Мещанском кладбище было суждено выстоять и стать одним из старейших городских храмов. Считается, что именно круг духовных чад матушки Анастасии стал во Владикавказе тем духовным стержнем, общиной, которая сумела сохранить огонь веры и пронести его через годы гонений на Церковь. Почитание старицы было столь велико, что в 90-х годах над могилой старицы Анастасии была возведена часовня, куда и сегодня ежедневно приходят десятки людей.

До наших дней дошли свидетельства о помощи прозорливой старицы, которую люди получали еще при жизни матушки Анастасии в конце ХIХ – начале ХХ века. После ее смерти чудеса и заступничество старицы не прекратились. По молитвам блаженной Анастасии, уже более ста лет происходят чудеса, решаются проблемы, люди получают помощь и утешение.

Сохранились свидетельства ее молитвенной помощи во время боев под Владикавказом в 1942 году. По воспоминаниям очевидцев, старицу видели на улицах ночного города, на тот момент с ее смерти прошло лишь десять лет и жители столицы Северной Осетии ее еще очень хорошо помнили. Постукивая по мостовым деревянным посохом, старица Анастасия ходила по ночному Владикавказу и на вопросы удивленных горожан отвечала, что охраняет город от немцев. Являлась старица и солдатам, охранявшим рубеж города, который проходил недалеко от того места, где старица была похоронена, говорила, что фашисты столицу Северной Осетии не возьмут.

В 50-х годах, по воспоминаниям очевидцев, заступничеством старицы, жительница села Мизур, почитавшая матушку Анастасию, спасла во время страшного наводнения детей, которые прятались в сарае.

В 1992 году во время событий в Пригородном районе Северной Осетии, казаки, охранявшие Ильинский храм, видели, как по ночам старица являлась в храме и коленопреклонённо молилась об Осетии и ее жителях.

Настоятель Ильинского храм протоиерей Евгений Попович надеется, что и сегодня в деле прославления матушки Анастасии главную роль сыграют людские свидетельства и воспоминания.

 «Большинство верующих Северной Осетии знают о существовании могилки матушки Анастасии, они приходят к ней, молятся. Нам нужны свидетельства людей, обращавшихся с молитвами к старице Анастасии и получивших то или иное утешение. Сейчас, когда идет подготовка к канонизации матушки, нам очень нужны свидетельства ее чудотворной помощи! Если матушка Анастасия когда-то помогла вам – помогите теперь вы нам, не дайте этой истории пропасть. Придите к священникам Ильинского храма и расскажите об этой истории, чтобы мы могли внести ее либо в книгу, которая будет издана, либо передать как свидетельство в комиссию по канонизации святых в Синодальный отдел. Для нас это очень важно», - обращается к верующим протоиерей Евгений Попович.

И хотя информация о жизни и помощи старицы Анастасии сохранилась в основном благодаря устным преданиям, есть интересные письменные свидетельства. Так в книге воспоминаний княгини Натальи Урусовой «Материнский плачь Святой Руси», говорится о том, что старица Анастасия, жила во Владикавказе и несла подвиг юродства.

 ««Исполните, пожалуйста, мою просьбу, пойдите к блаженной Анастасии и, ничего не говоря ей другого, скажите только: матушка Антонина просит вашего благословения» Анастасия Андреева, юродивая подвижница, известная во всем Владикавказе даром прозорливости, проживала в хибарке во дворе одного доброго христианина…»», - говорится в главе, посвященной воспоминаниям о настоятельнице Кизлярского женского монастыря, которая после революции некоторое время укрывалась во Владикавказе. 

Историк Феликс Киреев рассказывает, что единственное документальное упоминание об матушке Анастасии, которое на сегодняшний день удалось найти в архивах, это прошение Христофора Андреева на получение российского подданства, в документе указаны его сыновья и дочь Анастасия.

«У нас есть немало святых, которые давно канонизированы, и, хотя документальные свидетельства о них не сохранились - в народе они почитаются и в данном случае это важнее. Народу не нужны доказательства, гораздо важнее помощь по молитвам святого. Но в любом случае поиски документов будут продолжены. И хотелось бы чтобы жители Осетии приняли самое живое участие в сборе информации. Может быть у кого-то из старожил Владикавказа в семейных архивах сохранились фотографии семьи Андреевых, на них может оказаться и матушка Анастасия», - рассказал историк.

Свидетельствами о помощи старицы Анастасии можно поделиться со священнослужителями храма Пророка Божиего Илии (Ильинская церковь) или направить в письменном виде на электронный адрес Владикавказской и Аланской епархии: ask.blagos@mail.ru 

 

Источник: Sputnik-Ossetia