Зругский храм «Хозиты-Майрæм» (подобрать другую страницу блога)

Зругский храм «Хозиты-Майрæм» (Хозиты Мады Майрам) – один из наиболее древних христианских храмов на территории Российской Федерации. Расположен в Алагирском районе Республики Северная Осетия – Алания в глубине Зругского ущелья близ покинутого осетинского селения Хозитыкау, на высоте 2122 м над уровнем моря (историческая область Двалетия/Туалгом). Здание сохранилось плохо, его остатки постоянно подмываются р. Зругдон и обрушиваются. Является объектом культурного наследия федерального значения.

Храм представляет однонефное здание в виде четырехугольника с вписанной в восточную стену апсидой. По сторонам апсиды небольшие пастофории в два этажа, освещенные как и апсида узкими щелевидными окнами. Переход от полукружия апсиды к наосу осуществлен при помощи трехступенчатого заплечья. Аналогичные трехступенчатые пилястры делят интерьер на две равные части, в углах западной стены находятся такие же трехступенчатые выступы. Заплечья, пилястры и выступы несли арки, поддерживавшие цилиндрический свод и двухскатную кровлю. Арки были переброшены и вдоль продольных стен. Единственный входной проем сделан в западной части южной стены – деталь довольно типичная для грузинских церквей средневековья.

Длина здания 13,30 м, ширина 7,80 м, высота достигала 8,20 – 8,60 м. Кладка стен состоит из двух панцирей, сложенных из туфовых квадров "ширими" охристого цвета и бутобетонного заполнения между панцирями. Экстерьер храма украшен резными наличниками и архивольтами окон и входа.

В интерьере храм был оштукатурен и покрыт фресками, фактически уже исчезнувшими. В основном сохранился подготовительный рисунок: в апсиде – фрагменты святительского и апостольского чинов, на южной стене читаются «Распятие», «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Встреча Марии и Елисаветы», отдельные фигуры святых, над входом – «Чудо св. Евстафия Плакиды». Снаружи в тимпане над входом был образ Спасителя или Богородицы с Младенцем (практически утрачен). Изображение мученицы (видимо, св. Варвары), находившееся на южном пилястре, перенесено в Национальный музей РСО-А. Расположение сцен подчинено распространенной в Грузии схеме, традиционной для византийской провинции. На подбор сюжетов повлияло, возможно, посвящение храма Богородице; региональные особенности проявились в выборе фигуры всадника св. Евстафия, широко почитавшегося на востоке византийского мира. Роспись датируется 2-й пол. XII в. и принадлежит к кругу фресковых комплексов XII – нач. XIII в. (Бетаниа, Вардзиа, Кинцвиси, Тимотесубани и др.).

Алтарная преграда (вторая пол. XII–XIII в.) имела один проход и по 2 плиты по сторонам; архитрав поддерживало 6 колонок. Основа преграды сложена из травертиновых блоков, покрытых слоем гипса, на который нанесена резьба. Колонки собраны из отдельных гипсовых деталей и скреплены деревянной арматурой. Архитрав не сохранился, возможно, он был деревянным. Преграда примыкала к настенному покрытию, где сохранились пазы от архитрава. Мотивы резьбы по гипсу, отмеченные в декоре алтарной преграды Зругского храма, находят широкие аналогии в памятниках Грузии. В целом ее характеризует тонкое мастерство и высокий художественный уровень, что позволяет считать ее ценным памятником архитектуры малых форм раннего средневековья Северной Осетии и Грузии.

Строительство самого храма относится к первому десятилетию XI в. Исторически это время активной христианизаторской деятельности грузинского католикоса Мелхиседека I.

Площадь храма составляет 60,2 кв. м, и это указывает на обслуживание небольшого прихода. Но в XI-XII вв. он, очевидно, играл важную роль в связях Грузии с Двалетией, тем более, что Зругский приход находился на пути к местному перевалу Дзедо.

Зругский храм по типу постройки относится к группе зальных храмов с полукруглой апсидой, не выраженной снаружи. Подобного типа храмы представлены единичными примерами на территории Карачаево-Черкессии и на сопредельном ей юго-востоке Краснодарского края (Западная Алания). В Кабардино-Балкарии постройки данного типа не сохранились, но имеются сведения о находившемся в Чегемском ущелье храме с «вписанной» апсидой и с полукруглым тимпаном над входом с изображением креста. В Ингушетии таких храмов известно три: Алби-Ерды, Таргимский и знаменитый Тхаба-Ерды. В Осетии помимо собственно Зругского храма к сооружениям данного типа относится храм в селении Тли соседнего Мамисонского ущелья. Но мало сомнений в том, что подобных храмов в этом районе было больше.

Почитание храма как великой святыни сохранялось и в постхристианское время. Так, посещая эти места в 1855 г. адъютант начальника Владикавказского военного округа борона И.А. Вревского поручик А.Л. Зиссерман, отмечал: «Там, на берегу реки, есть развалины древнего храма во имя Божией Матери, столь уважаемой всеми осетинами, что они не решаются проезжать мимо верхом и на дальнем расстоянии сходят с лошадей, снимают папахи и с большим благоговением обходят эту святыню». Ему же принадлежит, так и не реализованная, идея восстановления Зругского храма: «…но когда в этих возобновленных развалинах раздался бы благовест и началась бы церковная служба, не только жители Зруги, но и всех соседних ущелий стекались бы туда для молитвы. Возобновление этого древнего храма не может встретить больших затруднений: две стены совершенно целы, камень от остальных лежит на месте и главный материал почти готов, местами сохранилась до сих пор живопись на стенах».

О почитании осетинами в XVI–XVIII вв. древней православной святыни свидетельствуют найденные археологами многочисленные вотивные предметы (бубенчики, бляшки, бусы, свинцовые пули, наконечники стрел и т.д.), а также черепа жертвенных животных, сложенные на ограде храма. Среди найденных в Зругском храме предметов – несколько монет из Месхетии (Грузия), Ирана и Османской империи (XV–XVIII вв.), а также счетный жетон XVI в. из Нюрнберга, что, в свою очередь, является типичным для осетинских святилищ подношением – мысайнæгтæ.

По традиции вокруг сооружения совершались погребения. Скопление могильных памятников к юго-западу от храма относится к XIX–XX вв.

В 1976-1978 гг. под руководством московского архитектора В.Е. Кулакова было осуществлено комплексное изучение памятника и определены пути сохранения памятника. Однако проектно-сметная документация в полном объеме не была разработана. Это обстоятельство, а также отсутствие автомобильной дороги к месторасположению Зругского храма, не позволили приступить к спасению уникального объекта культурного наследия.

2 июня 2007 года техническое состояние памятника обследовала комиссия, в состав которой вошел инженер-реставратор высшей категории И.Г. Стрельбицкий (Москва). Было зафиксировано катастрофическое состояние объекта. Разрушение храма приняло неотвратимый характер.

Сильный урон храму был нанесен наводнением имевшем место в июне 2002 г. Значительная часть холма, на котором расположен памятник, осыпалась и продолжает осыпаться в сторону некогда образовавшегося рукава реки Зругдон. Вместе со склоном обрушились все своды и примерно половина стен. Уцелела алтарная часть – самая сокровенная часть храма.

В 2007–2008 году проведены противоаварийные мероприятия по закреплению сохранившихся конструкций храма и склона холма. В силу исключительной сложности к реализации проекта привлечены специалисты строители-альпинисты. В начале 2009 года подготовлен проект восстановления храмового холма (восстановление геометрии холма). Финансирование работ производилось по федеральной целевой программе «Культура России 2006-2010 гг.», а также из внебюджетных источников.

В наши дни храм продолжает оставаться местом паломничества представителей фамилий Хозиевых, Бираговых, Козаевых, Хасиевых, Бурнацевых и др. То обстоятельство, что ежегодно общее моление потомков тех, кто некогда населял эти суровые места, совершается в праздник Успения Пресвятой Богородицы (28 августа), а также одноименное посвящение, построенного рядом храма (1860 г.), позволяет предположить изначальное посвящение Зругского храма этому двунадесятому празднику.

 

Литература:

1. Зиссерман А.Л. Двадцать пять лет на Кавказе (1842–1867). Часть вторая 1851–1856. СПб., 1879. С. 342–343.

2. Хворостова Е.Л. Археологические исследования Зругского храма в Северной Осетии // Реставрация и исследования памятников культуры. № 3. М., 1990. С. 198-200.

3. Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Владикавказ, 2002. С. 101-102.

4. Белецкий Д.В. Нижний Архыз и Сенты: древнейшие храмы на территории России. Проблемы христианского искусства Алании и Северо-западного Кавказа. М., 2011. С. 268-270.

5. Цуциев А.А. Нумизматические находки из Зругского храма в Северной Осетии // Вестник СОГУ им. К.Л. Хетагурова. 2015. № 3. С. 122-124.

6. Белецкий Д.В. Зругский храм // Православная энциклопедия [электронный ресурс] URL: http://www.pravenc.ru/text/200099.html (дата обращения 1.01.2017).

 

Автор: Синанов Б.А., к.и.н., научный сотрудник СОИГСИ им. В.И. Абаева

Фото: