История Владикавказской епархии

В 1602-1829 гг. Северный Кавказ в церковно-административном отношении являлся частью Астраханской епархии. Большую роль в распространении христианства среди народов, его населяющих, сыграло образование в 1745 г. Осетинской духовной комиссии, которая осуществляла свою деятельность главным образом в Кизляре и Моздоке. В 1793-1799 гг. существовало Моздокское викариатство Астраханской епархии. Его возглавил епископ Гаий (Такаов). Моздокскому епископу были поручены «все те обязанности, которые возложены были на Духовную Осетинскую комиссию»; в его ведении находились храмы и монастырь в Кизляре и Моздоке с уездами, а также «все вновь устрояемые в тамошних пределах и в самой Осетии церкви». В 1811 г. был учрежден Грузинский Экзархат РПЦ. 15 сентября 1815 г. начала свою деятельность Осетинская духовная комиссия в Тифлисе, осуществлявшая христианскую миссию на территории Северной и Южной Осетии, позднее также на территории Абхазии и Дагестана. С 1817 г. миссия подчинялась непосредственно экзарху Грузии. В 1836 г. во Владикавказе открылось училище для осетинских детей, задачами которого были «образование церковно-священнослужителей для осетинских приходов… приготовление некоторых воспитанников… к званию миссионеров, или проповедников, для горских же народов».

В 40-х гг. ХIХ в. в связи с обострением военной ситуации на Кавказе остро встал вопрос о возведении миссии на более высокий уровень и реорганизации ее работы. В 1856 г. экзарх Грузии объединил приходы Северной Осетии под управлением старшего благочинного, бывшего также миссионером. В 1857 г. был введена должность «управляющего осетинскими приходами и причтами и духовно-учебными заведениями во Владикавказском военно-осетинском округе», на которую назначили с возведением в сан архимандрита преподавателя Тифлисской духовной семинарии Иосифа (Чепиговского). Одновременно экзарх Грузии митрополит Исидор (Никольский) разработал план создания Общества восстановления православного христианства на Кавказе – организационного центра христианского просвещения. Учреждение общества состоялось в 1860 г.

Местопребыванием архимандрита Иосифа было первоначально поселение Алагир, в 1861-1869 гг. ‒ Владикавказ. Архимандрит Иосиф много ездил по осетинским приходам, служил, проповедовал на осетинском языке, составил для приходских школ осетинскую азбуку, начал работу над русско-осетинским словарем. В Осетии открывались школы, часто по инициативе и на средства местных священников. В 1862 г. в дополнение к Алагирской церковно-приходской школе протоиереем Алексием (Аксо) Колиевым была организована частная школа для осетинских девочек. В 1863 г. она была преобразована во Владикавказскую осетинскую женскую школу и принята под покровительство великой княгини Ольги Феодоровны, попечительницы Совета Общества восстановления православного христианства на Кавказе. В 1863 г. Спасо-Преображенский храм во Владикавказе получил статус соборного.

В 1868 г. архимандрит Иосиф по собственному прошению был уволен от должности управляющего осетинскими приходами. В 1868-1875 гг. надзор за ними осуществляли благочинные осетинских церквей. Наиболее важными событиями этого периода стали съезды осетинского духовенства в феврале и мае 1873 г.

Ко времени окончания Кавказской войны значение Владикавказа как экономического и административного центра возросло, в 1863 г. он стал административным центром Терской области. Начиная с 1868 г. существовали планы создания епархии или викариатства с центром во Владикавказе, осуществившиеся 3 апреля 1875 г., когда был издан указ императора Александра II об учреждении Владикавказского викариатства. Оно должно было «непосредственно заведовать церквами и причтами г. Владикавказа и Алагирского завода». По ходатайству экзарха Грузии архиепископа Евсевия (Ильинского) Владикавказским епископом был назначен архимандрит Иосиф (Чепиговский). 13 ноября 1875 г. в Тифлисском Сионском соборе состоялась его хиротония, в декабре того же года епископ Иосиф вернулся в Осетию. В первые годы существования в Владикавказский викариат входило 20 приходов (к 1881 – 24 прихода), в Осетии действовало более 30 православных школ. В 1876 г. было начато строительство кафедрального Михаило-Архангельского собора во Владикавказе. В 1881 г. в Осетии побывал экзарх Грузии архиепископ Иоанникий (Руднев), посетивший осетинские приходы. Во время его визита был поднят вопрос о возобновлении Владикавказского духовного училища, закрытого в 1864 г.

В 1885 г. Владикавказское викариатство было преобразовано во Владикавказскую епархию в результате реорганизации Кавказской и Екатеринодарской епархии (с центром в Ставрополе), из которой была изъята Терская область, включенная в состав новообразованной Владикавказской епархии.

Владикавказская и Моздокская епархия существовала в 1885-1922 гг. 10 сентября 1894 г. она была выведена из подчинения экзарха Грузии. Территория епархии сначала включала в себя Терскую область, частью которой являлась Северная Осетия. В 1894 г. в Владикавказскую епархию были присоединены Дагестанская область и осетинское село Новогеоргиевское Кубанской области. В начале ХХ в. территория епархии включала в себя современные Северную Осетию, Кабардино-Балкарию, Дагестан, Чечню, Ингушетию и район Кавказских Минеральных Вод. Кафедральный город – Владикавказ. Кафедральные соборы – владикавказские Спасо-Преображенский (1863-1893) и Михаило-Архангельский (с 1894), Успенский в Моздоке (с 1894). В 1910-1914 гг. в составе Владикавказской епархии существовало Пятигорское викариатство.

Организационное оформление Владикавказской епархии связано с деятельностью Преосвященного Иосифа (Чепиговского), прозванного «апостолом Осетии». Епископ Иосиф первым возглавил новосозданную епархию. Ко времени своего образования она насчитывала 122 храма и 2 монастыря (кизлярский в честь Воздвижения Креста Господня мужской и Георгиевский женский). Приходы делились на русские и осетинские. Русские приходы разделялись на приходы казачьих станиц, приходы сел, населенных переселенцами из России и Украины, и городские приходы. Горные осетинские приходы были малочисленны и бедны. Особенностью Владикавказской епархии являлось то, что число православных, живших на ее территории (в начале 90-х гг. ХIХ в. ‒ около 300 тыс. чел.), было меньше, чем число мусульман (около 400 тыс. чел.), а также сектантов и старообрядцев (последние жили, в частности, в Кизлярском отделе, станице Червленной, Ессентуках).

С 1885 г. в епархии регулярно проводились съезды духовенства. 1-й съезд, состоявшийся 30 октября 1885 г., постановил открыть во Владикавказе филиал Тифлисского братства во имя Пресвятой Богородицы. В 1888 г. во Владикавказе по инициативе смотрителя Владикавказского реального училища протоиерея Иасона Мамацева было создано Свято-Троицкое братство ревнителей Православия, построившее Свято-Троицкий храм с больницей и богадельней при нем.

Епископ Иосиф особое внимание уделял становлению школьного образования. Школы в епархии открывались на средства Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Учившиеся в церковноприходских школах дети пели в храмах за богослужением, становились проводниками христианства в семьях. 13 января 1887 г. из Моздока во Владикавказ было переведено Духовное училище, при котором действовало отделение для подготовки церковно- и священнослужителей и учителей в осетинские приходы. 11 октября в Ардоне, где существовал один из лучших осетинских приходов, открылось осетинское Духовное училище.

Епископ Иосиф часто объезжал епархию, много потрудился для перевода Священного Писания и вероучительных текстов на осетинский язык. Во Владикавказе книги на осетинском языке издавались с 1881 г. Среди них – «Букварь», «Священная история», многотомный «Русско-осетинский словарь с краткой грамматикой», составленный епископом Иосифом, и др. К 1889 г., когда епископ Иосиф по собственному прошению был уволен на покой, во Владикавказской епархии насчитывалось 136 храмов.

Преемником епископа Иосифа на Владикавказской кафедре стал епископ Петр (Лосев). В течение 2 лет, когда он управлял кафедрой, архиерей совершил большое число поездок по епархии, при посещении приходов призывал создавать при храмах школы, которых за это время открылось около 30. Для привлечения образованных пастырей к служению на приходах епископ Петр в 1890 г. добился повышения их окладов. По инициативе правящего архиерея в том же году началось проведение миссионерских собеседований в приходах, владыка проводил такие собеседования во Владикавказе. В епархии учреждались попечительства: Георгиевское (открыто в марте 1891) содержало школу для детей из бедных семей, попечительство о бедных духовного звания (открыто в сентябре 1891). В 1889 г. в качестве приложения к областной газете «Терские ведомости» начал издаваться ежемесячный «Епархиальный листок».

Деятельность епископа Владимира (Синьковского), ранее активно трудившегося в Алтайской духовной миссии, сыграло особое значение в устроении церковной жизни Северного Кавказа. По инициативе владыки Владимира Владикавказская епархия была выделена из Грузинского экзархата (указ 10 сентября 1894 г.), в связи с чем были расширены границы епархии, начала работу духовная консистория. В 1895 г. Владикавказская епархия была разделена на 13 благочиннических округов (из них один единоверческий).

Особое внимание епископ Владимир уделял развитию школьного образования. За 1895/1896 г. в епархии открылись 15 новых школ, выстроено 13 школьных зданий. С февраля 1895 г. во Владикавказе в воскресные и праздничные дни при церковно-приходских школах проводились религиозно-нравственные чтения, в которых архиерей принимал активное участие. 12 августа 1895 г. Ардонское осетинское духовное училище было преобразовано в Александровскую духовною семинарию. Для улучшения положения горских школ епископ Владимир 31 декабря 1895 г. учредил при семинарии отделение епархиального училищного совета по заведованию церковноприходскими школами Северной Осетии. Отделение много сделало для материального обеспечения осетинских школ, подготовки преподавателей. 17 октября 1894 г. начались занятия в 3-классном женском училище, в сентябре 1897 г. для него было построено собственное здание, в 1899/1900 г. училище стало 6-классным. Большинство его выпускниц работал в церковноприходских школах. 24 июля – 1 августа 1895 г. во Владикавказе по инициативе епископа прошел первый съезд учителей церковноприходских школ епархии. Проводились также краткосрочные курсы повышения квалификации преподавателей церковноприходских школ.

С января 1902 г. городское духовенство Владикавказа собиралось на пастырские собрания (проводились несколько раз в год), на которых читались и обсуждались доклады, посвященные актуальным вопросам церковной жизни.

1 января 1895 г. началось издание «Владикавказских епархиальных ведомостей». В августе того же года в епархии была создана комиссия по распространению книг и брошюр религиозно-нравственного содержания среди населения. Большое значение имело издание в 1902 г. Евангелия на осетинском языке, в 1923 г. переизданного Библейским обществом.

25 марта 1894 г. епископ Владимир открыл Михаило-Архангельское братство, главной задачей которого было христианское просвещение народов Кавказа, помощь новокрещенным. В 1896 г. при братстве начал работу епархиальный склад. Миссионерско-просветительскую направленность имели Зольское Николаевское церковноприходское братство (открыто в 1896), проводившее собеседования с сектантами, общества ревнителей Православия в Грозном и Моздоке (открыты в 1904). В 1902 г. во Владикавказе было создано общество трезвости в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и святителя Феодосия Черниговского.

4-5 июля 1901 г. в Пятигорске прошел съезд епархиальных миссионеров, была выработана новая программа противосектантской и противораскольничечкой миссии, которая предполагала широкое участие мирян. В сентябре 1894 г. в станице Червленной епископ Владимир присоединил к Православию 2 тысячи казаков-беглопоповцев. Переход казаков в Православие был подготовлен миссионерской работой Михаило-Архангельского братства.

За время управления епархией епископ Владимир освятил около 30 храмов, церквей-школ и часовен, в том числе кафедральные соборы Михаило-Архангельский во Владикавказе (1894) и Успенский в Моздоке (1904), с 1894 г. все новые храмы строились за счет епархии (ранее – при поддержке государственного бюджета и Общества восстановления православного христианства на Кавказе). Будучи на Владикавказской кафедре, епископ Владимир посетил практически все осетинские приходы.

По инициативе епископа Владимира в 1895 г. начались работы по организации в станице Александрийской лепрозория для обеспечения прокаженных лекарствами и медицинской помощью. Среди жертвователей была и вдовствующая императрица Мария Федоровна. В декабре 1897 г. епископ Владимир освятил лепрозорий, в котором были построены дома для больных, баня, административное здание, часовня. Он содержался на проценты от денег, собранных по призыву епископа Владимира. В 1902 г. начал работать епархиальный свечной завод.

Последующие Владикавказские архиереи, Гедеон (Покровский), Агапит (Вишневский) и Питирим (Окнов), так же, как и их предшественники, уделяли большое внимание миссионерской деятельности. В январе 1905 г. в целях развития приходской миссии во Владикавказе был создан миссионерский комитет. 1 октября 1906 г. при Никольской церкви в г. Петровск-Порт (совр. Махачкала) начало работу Общество ревнителей Православия – первое миссионерское учреждение в Дагестане. В 1905 г. при Владикавказском Михаило-Архангельском соборе открылась епархиальная библиотека.

В 1908 г. Ардонская духовная семинария из миссионерской была преобразована в епархиальную. В 1911 г. клирик Владикавказской епархии священник Моисей Коцоев издавал на осетинском языке церковно-проповеднические листки «Христианская жизнь».

22 сентября 1910 г. в помощь Владикавказскому архиерею было учреждено Пятигорское викариатство. 24 сентября во епископа Пятигорского был хиротонисан Арсений (Смоленец). В 1911 г. Владикавказская епархия делилась на 14 благочиннических округов (10 русских, 3 осетинских и 1 единоверческий), в которые входили 217 приходов. Клир епархии составляли 208 священников, 45 диаконов, 165 псаломщиков.

Архиепископ Питирим (Окнов) в своей деятельности особое внимание уделял осетинским приходам. В 1912 г. во Владикавказе он провел съезд осетинских пастырей. По его итогам был учрежден пресвитерский совет для заведования церковно-богослужебной жизнью осетинских приходов. Совет создал комиссию по переводу и изданию на осетинском языке православной литературы, в первую очередь богослужебных книг. Кроме того, архиерей предлагал расширить полномочия викарного епископа, передав в его заведование все осетинские приходы, и перевести его из Пятигорска в Ардон, однако этот план не был осуществлен.

22 декабря 1913 г. на Владикавказскую кафедру был назначен епископ Антонин (Грановский), впоследствии известный деятель обновленчества.

В 10-х гг. ХХ в. Владикавказские архиереи столкнулись с активным распространением сектантства и баптизма на территории своей епархии. Массовые переходы православных в баптизм наблюдались во Владикавказе, Пятигорске, Моздоке, Грозном, казачьих станицах, осетинских равнинных и горных селах. Для противодействия этому движению в 1914 г. в епархии помимо епархиального миссионера были назначены еще 6 окружных миссионеров, стали проводиться пастырско-миссионерские курсы. Осетинские священники, приезжавшие из Владикавказа, проводили в селах собеседования с православными и сектантами, помогали местным причтам в организации отпора сектантскому прозелитизму. В 1914-1916 гг. на средства епископа Антонина на осетинском языке издавался журнал «Христианский свет», в котором публиковались материалы преимущественно по миссионерству.

Во время первой мировой войны во Владикавказской епархии действовали лазареты во Второ-Афонском и Свято-Троицком мужском, Покровском и Георгиевском женских монастырях. 10 октября 1914 г. епископ Антонин открыл епархиальный лазарет, отведя под него больницу Владикавказского Духовного училища. В 1915 г. по инициативе архиерея состоялся крестный ход из Владикавказа в Свято-Троицкий мужской монастырь, в 1916 г. ‒ крестный ход из Владикавказа в Моздок к чудотворной Моздокской иконе Божией Матери.

В сентябре 1916 – январе 1917 г. в связи с болезнью епископа Антонина Владикавказской епархией управлял Владимиро-Волынский епископ Фаддей (Успенский), впоследствии священномученик (†1937).

9 марта 1917 г. во Владикавказе под председательством Владикавказского епископа Макария (Павлова) состоялось собрание духовенства, единогласно приветствовавшее Временное правительство. Вскоре был создан Союз духовенства Владикавказской епархии, задачей которого было «разрешение и правильное урегулирование в связи с требованиями времени наболевших вопросов чисто сословного, а не политического характера», а также созыв епархиального съезда, который состоялся в апреле того же года. Епископ Макарий в его заседаниях не участвовал. Съезд приветствовал Февральскую революцию, высказался за продолжение войны. Осетинские делегаты поставили вопрос об образовании Осетинской епархии, съезд отправил соответствующее ходатайство в Синод, но ответа не последовало. Съезд избрал депутатов от епархии на предстоящий Поместный Собор. В начале августа депутаты от Владикавказской епархии во главе с архиереем уехали в Москву, в сентябре епископ Макарий вернулся в епархию. В сентябре 1917 г. прекратился выпуск «Владикавказских епархиальных ведомостей».

14 декабря 1917 г. во Владикавказе было образовано Терско-Дагестанское правительство, а 4 марта 1918 г. II Съезд народов Терека признал советскую власть и объявил об образовании Терской советской республики. 24 мая 1918 г. епископ Макарий упразднил консисторию и передал ее дела в ведение выборного епархиального совета. 15 июня 1918 г. прошел II епархиальный съезд духовенства и мирян, рассмотревший в первую очередь вопросы финансирования работы епархиальных учреждений. В сентябре 1918 г. власти закрыли Ардонскую семинарию, в ее зданиях разместилась народная гимназия.

В феврале 1919 г. Владикавказ был взят частями Добровольческой армии генерала Деникина. 30 марта епископ Макарий приветствовал А.И. Деникина в кафедральном соборе города. 19-23 мая того же года Владикавказский епископ участвовал в Юго-Восточном Соборе РПЦ в Ставрополе, на котором было создано Временное высшее церковное управление на юго-востоке России (ВВЦУ). В конце 1919 г. в духовных учебных заведениях Владикавказской епархии возобновились занятия.

В марте 1920 г. Владикавказ заняла Красная Армия. Связь епархии с ВВЦУ, находившимся в Екатеринодаре, прервалась. 16 апреля 1920 г. коллегия отдела народного образования отменила преподавание Закона Божия в школах Горской республики. 10 октября 1920 г. состоялся суд Терского областного ревтрибунала над епископом Макарием, обвиненным в «контрреволюционности». От заключения подсудимого спасли преклонные лета и лояльность к советской власти. В феврале 1921 г. распоряжением ЦИК Горской республики был распущен епархиальный совет. Тогда же епископ Макарий вновь был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», в апреле приговорен к 5 годам лагерей, в конце мая освобожден по состоянию здоровья.

Изъятие церковных ценностей проходило во Владикавказской епархии в сжатые сроки. По некоторым данным, в связи с этой кампанией в епархии было расстреляно и замучено 72 чел., несмотря на то, что на конференции верующих, прошедшей во Владикавказе 22 апреля 1922 г., священнослужители призвали паству к активному участию в сдаче ценностей для помощи голодающим. В ходе кампании в областных газетах стали появляться воззвания обновленцев, в частности Антонина (Грановского), лидеров «Живой церкви» с призывами к расколу. В конце августа 1922 г. епископ Макарий уклонился в обновленчество, вскоре переехал в Пятигорск и стал именоваться «Пятигорским». Большая часть духовенства епархии также присоединилась к обновленцам. Единичные приходы бывшей Владикавказской епархии, сохранившие верность канонической Церкви, в течение 20 лет существовали в общении с православными пятигорскими архипастырями. В 1943 г. все православные приходы бывших Терской и Дагестанской областей вошли в состав Ставропольской епархии.

На территории Северной Осетии с середины XX века действовала Ставропольская и Бакинская епархия, с 1991 года Ставропольская и Владикавказская епархия.

Епархия с центром во Владикавказе была восстановлена решением Священного Синода РПЦ от 22 марта 2011 г. с включением в её состав приходов и монастырей в Северной Осетии, Дагестане, Чечне и Ингушетии.

Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. из состава Владикавказской епархии была выделена самостоятельная Махачкалинская епархия с включением в её состав приходов и монастырей в Дагестане, Чечне и Ингушетии. Титул правящего архиерея был изменен на «Преосвященный Владикавказский и Аланский».

Епископы

Кафедральные соборы