ПОКРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

6 января 1894 года епископ Владикавказский и Моздокский Владимир (Сеньковский) освятил общинную церковь Владикавказского Покровского женского монастыря. С этого времени женский монастырь в нашем городе окончательно устроился.

Его история берет свое начало в 1891 году, когда по инициативе вдовы отставного рядового Евдокии Лозенко и вдовы мещанина Елизаветы Козиной во Владикавказе появилась женская община. Для ее обустройства Городская управа отвела небольшой (в масштабах монастыря) пустующий участок земли на окраине города, на котором в 1892 году была воздвигнута церковь Покрова Пресвятой Богородицы, перевезенная сестрами из станицы Тарской. Станичники, выстроив в Тарской новый храм, продали за 600 рублей старую деревянную церковь сестрам Покровской общины. Как и церковь, колокольня была деревянной. Достройка церкви и всего монастыря осуществлялась на добровольные пожертвования и за счет личного безвозмездного участия в строительстве. В материальном плане наибольший вклад внесли устроительницы Евдокия Лозенко и Елизавета Козина, а также отставной коллежский регистратор Александр Иванов.

Территория общины находилась между улицами Форштадтской (ныне О. Кошевого), Курской, Червленной (ныне Интернациональная) и Вокзального проспекта (ныне улица Маркова).

С первого же дня сооружения храма в его стенах стали совершаться богослужения. На антиминсе этой церкви было написано: «Иоанникием, епископом Владикавказским, священнодействован антиминс для священнодействия в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что во граде Владикавказе» и дата: 28 сентября 1892 года.

В июне 1894 года, благодаря особому попечению о сестрах Покровской общины Владикавказского преосвященного, последовало синодальное утверждение общины. А в сентябре 1897 года община была преобразована в женский монастырь. К этому времени в общине было 57 монахинь.

1 октября 1894 года, в первый храмовый праздник, преосвященный Владимир постриг в монахини под именем Евпраксия устроительницу общины Евдокию Лозенко.

Первой настоятельницей монастыря стала прибывшая в августе 1895 года монахиня Ставропольского Иоанно-Марьинского монастыря Неонила. Неонила была родом из духовного звания. Еще девушкой семнадцати лет она поступила в Ставропольский монастырь, где провела свою жизнь до назначения во Владикавказ. Это была весьма образованная монахиня. Ее личную библиотеку составляли 179 книг, в числе которых были творения святителя Игнатия Ставропольского. При матушке Неониле в обители устроены иконописная, швейная и рукодельная мастерские, небольшой свечной завод и просфорня, обеспечивавшие церкви города всем необходимым. В октябре 1897 года при монастыре открывается школа для 30 девочек-сирот. 6 февраля 1898 года матушка Неонила получила звание игуменьи.

5 декабря 1903 года игуменья Неонила скончалась в своей келье на 67 году подвижнической жизни. Погребение ее состоялось на территории монастыря.

Со временем монастырь все больше обустраивался и благоустраивался. У него появилась собственная небольшая больница на 10 мест. А в годы Первой мировой войны в монастыре был открыт лазарет на 20 раненых воинов.

С 12 мая 1905 года в Покровском храме монастыря в специальном ковчежце хранились небольшие частицы святых мощей святого апостола Петра, равноапостольной Марии Магдалины, святой мученицы Татианы, преподобного Игнатия, архимандрита Печерского и Евфросинии, игуменьи Полоцкой, привезенные игуменьей Агнией из Киева.

Так как старая деревянная церковь уже не удовлетворяла нужды монахинь, было решено соорудить еще один новый храм. 24 апреля 1907 года на территории Покровского монастыря преосвященным Гедеоном было совершено молебствие и закладка фундамента для нового монашеского храма - во имя Успения Пресвятой Богородицы. На закладке присутствовали начальник Терской области генерал-лейтенант А.Колюбакин, младший помощник начальника области генерал-майор И.Соловьев, генерал-майор Баженов с их семьями, некоторые лица из городских представителей и прихожане. Генералы Колюбакин и Соловьев первыми положили кирпичи в основание нового храма.

Здесь стоит отметить, что областные и городские власти неизменно благосклонно относились к Покровской общине. Особенно много внимания общине уделял городской голова Владикавказа с 1897 по 1908 годы Александр Федорович Фролков. В июле 1910 года, когда А.Ф.Фролков скончался, был похоронен в ограде Покровского женского монастыря. Это было большое исключение, так как на территории монастыря не было обычного кладбища, как это нередко бывает при церквях. Здесь хоронили только монахинь, а остальных лиц лишь в особых случаях.

В трудные годы лихолетия настоятельницей Покровского монастыря стала игуменья Клавдия (Анна Макаровна Щербинина). В 1918 году монастырь был разорен большевиками. Во время разграбления монастыря игуменья Клавдия подверглась страшным пыткам. От нее требовали ключи от кладовых монастыря и от несуществующих сокровищ. Матушка Клавдия не выдавала ключей и была заживо сожжена палачами на медленном огне. По словам ее племянницы, игуменья Клавдия знала об ожидающем ее мученичестве от старицы Анастасии Владикавказской. После мученической кончины игуменьи Клавдии обитель возглавила матушка Ермиония.

В 1921 году распоряжением ЦИК Горской ССР Покровский женский монастырь был закрыт. Не желая покидать родную обитель, в мае 1921 года сестры образовали трудовую общину. В 1932 году с закрытием Покровской церкви сестры окончательно покинули стены обители. Некоторые из них уехали из Владикавказа, другие были репрессированы. Оставшиеся сестры проживали при городских церквях. Схимонахиня Апполинария умерла в 1956 году, инокиня Вера Морозова – в 1964 году. Последняя насельница Покровского монастыря схимонахиня Георгия скончалась 21 ноября 1982 года.