свободное намерение любви к Богу

12 февраля 2023 года, в день чествования Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в Кафедральном соборе Святого Великомученика и Победоносца Георгия г. Владикавказа.
Правящему архиерею сослужили: ключарь собора иерей Георгий Дзеранов, клирики Кафедрального собора Георгия Победоносца, иеромонах Макарий Маркиш, .
В архипастырском слове владыка Герасим отметил следующее:
«Дорогие отцы, братья и сестры! Вот и подошла вторая подготовительная неделя к Великому посту – неделя о блудном сыне. Эту притчу Господа вы все хорошо знаете. В ней заключено много глубоких смыслов. Но я хотел бы обратить сегодня внимание на слова старшего сына, который, обращаясь к отцу, говорит буквально следующее: столько лет я работал на тебя… А отец ему отвечает: но ведь все мое – это твое, и таким образом, ты работаешь не на меня, а ради собственного достояния. И если история младшего сына нам понятна – история души, ушедшей от Бога и возвращающейся через покаяние, или история народа языческого, или даже всего человечества, которое отказывается от Бога, но потом, приходя в сознание через покаяние, возвращается к Богу… То история старшего сына не менее интересна, потому что касается она и истории израильского народа, и каждого из нас. Так как каждый из нас иногда подвергается искушению подумать: Господи, мы же работаем на Тебя, смотри, как мы трудимся, молимся, каемся… Почему же Ты не воздаешь нам сейчас за наши труды, почему мы сейчас не видим этого? И вдруг пришел некто кающийся, и Ты изливаешь на него такую богатую милость, что он становится часто впереди нас? Наверное, это случается потому, что мы забываем, что Господь обещал нам все. Что все наследие Господь оставляет нам. И те великие блага, которые ожидают нас в будущем, тоже уготованы нам уже постольку, поскольку мы дети Божии. Что Господь призвал нас владеть этим достоянием, что для нас лежат сокровища необыкновенные, невообразимые на небесах! Но нам все кажется, что хорошо бы получить их здесь и сейчас. Вот Господь не слышал мою сегодняшнюю молитву, то, о чем я сегодня просил, значит Он меня не любит, не слышит меня, значит Он далеко… Займусь ка я своими делами. Не надо поддаваться этому искушению. Трудясь, мы трудимся, на самом деле, ради самих себя, ради исправления собственной души и ради собственного наследия.
В свое время Преподобный Макарий Египетский, когда ему показали одного трудящегося человека, сказал следующее: я вижу, что Господь не ищет ни мирянина, ни монаха, ни подвижника, ни столпника, а ищет Он лишь свободное намерение. Вот это свободное намерение жить так, как заповедал нам Господь, ценится Им больше всего. Не то, что мы делаем из-под палки, а то, что мы делаем из любви к Богу, к Евангелию. Вот это наиболее ценимо Господом. Это нам не надо забывать.
И вот сегодня, на этот день, пришлась память великих трех Святителей, которые так и жили: они были подлинными сыновьями Божиими. Они трудились ради любви к Богу и стяжали необыкновенные дарования, потому что Господь изобильно и преизобильно дает любящим Его. Потому что одно господин дает наемнику, совсем другое рабу, а сыну Он отдает все. И если сын сомневается в любви отчей, то значит он как бы отказывается от своего сыновства. Святые наши отцы Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов во всех своих словах, необыкновенно богатых смыслами, говорят, подобно Преподобному Макарию Египетскому, о том, что самое главное – это свободное намерение любви к Богу, свободное соединение с Богом. Человек становится подлинно человеком, когда он любит не самого себя, не этот мир, а Бога. Потому что предмет любви возвышает человека. Это необыкновенное состояние переживают все святые. Все мы проходим эти ступени: сначала мы трудимся из-за страха наказания, потом из-за воздаяния, а потом и то и другое нам уже не важно, потому что мы любим Отца. И вот эта любовь сжигает все тернии страстей человека и соединяет его с Богом.
Господь дает нам возможность дорасти до любви. В этом и состоит труд, в этом и состоит подвиг: преодолеть себялюбие, преодолеть любовь к миру, к низкому, возвыситься до самого высокого, до высочайшего – до Бога. Это и есть труд того старшего сына, которому Господь говорит: все Мое – твое, и все это вверено тебе.
Дорогие мои, постараемся размышлять о Евангельских истинах непрестанно, непрерывно, читая Евангелие каждый день, читая Жития Святых, обращая внимание на то, как они работали над нивой своего сердца, что они делали для того, чтобы стяжать самое главное. Потому что подобное привлекается к подобному», - подчеркнул Архиепископ Герасим.