Торжество Православия

В 1-ое воскресение Великого поста празднуется Торжество Православия, в память о победе над ересью иконоборчества и о восстановлении иконопочитания. Праздник также имеет значение торжества Церкви над всеми ересями.

 

После VII Вселенского собора (787 г.), провозгласившего правоту иконопочитания, Православию предстояло пережить еще одно гонение от иконоборцев. Причины воскрешения иконоборчества главным образом в том, что это движение было лишь отчасти церковным, но гораздо более, политическим. Разбитое на церковной почве, оно сохраняло свою живучесть на почве светской. Церковные деятели, становясь в оппозицию к императорам-иконоборцам, при неосторожности могли оказаться в непосредственном противостоянии живому благоговению перед императорами со стороны народа. Императоры-иконоборцы, чьи славные правления вспоминались как золотой век, жили в народной памяти, особенно по контрасту с очевидными неудачами новых правителей. Восстановление иконопочитания большинством было принято не как торжество только Православия, но и как политическая реставрация. Иконопочитателям приходилось высказывать суждение и по вопросам политическим, а это увеличивало число недругов, тем более что они зачастую принимали неверные государственные решения.


Продолжавшееся после VII Вселенского собора царствование императрицы Ирины не стало столь славным, чтобы заставить византийских политиков забыть успехи императоров-иконоборцев Льва Исавра и Константина Копронима. Арабы вновь заняли большую часть Малой Азии, а болгары – Фракию. Армия волновалась. Казна была пуста. В 802 г. поднялся мятеж. Ирину низвергли и сослали в монастырь, где через год она окончила свои дни в аскетических подвигах.


Новым императором стал Никифор (802-811) – государственный казначей. Он оказался компетентным правителем и иконопочитателем. Предпринятые им меры были направлены на укрепление армии и увеличение доходов в казну, но в этом направлении он сделал ряд непопулярных шагов и решил вновь сократить льготы монастырей, которые при Ирине слишком усилились. Монашеская партия встала в оппозицию. Императору пришлось переселять большие массы людей, чтобы заселить ряд опустошенных областей, что также не добавило ему популярности.
В 806 г. скончался патриарх Тарасий. Все ожидали, что его преемником станет игумен Феодор Студит. Однако император понимал, как неудобен для него будет патриарх в духе и силе Феодора, не признающий компромиссов при защите независимости Церкви. Он сделал все, чтобы патриархом был избран другой. Им стал Никифор, вполне православный человек, поддерживавший непопулярные меры императора, понимая их вынужденность и критическое положение Империи.
Император Никифор энергично воевал, хотя не был профессиональным военным. Он сам возглавлял армию и разбил ряд славянских племен на Балканах. Но справиться с арабами было непросто. Никифор уступил ряд крепостей халифу Гаруну аль-Рашиду. Лишь после смерти последнего (809) опасность миновала.
Главное внимание византийской политики было направлено на Балканы. Там сформировалась мощная Болгарская держава под управлением хана Крума. После ряда кампаний, прошедших с переменным успехом, армия Никифора была наголову разбита (811), а сам он погиб в сражении.


Новым императором стал Михаил I Рангав (811-813), также ико-нопочитатель. Война с болгарами продолжалась, и Крум вновь разбил византийцев. Армия взбунтовалась против неудачливого императора-иконопочитателя. Солдаты-иконоборцы ворвались в церковь, где был похоронен Копроним, и вскрыли его гробницу с криками: «Восстань и помоги гибнущему государству!» Они даже распустили слух, что гроб раскрылся сам, Константин встал, сел на коня и отправился воевать с болгарами.


В июле 813 г. Михаил I был низвержен и на трон взошел иконоборец Лев V Армянин. Он приказал постричь Михаила в монахи. Лев V (813-820) мнил себя вторым Копронимом. В войне с болгарами удача, наконец, повернулась к византийцам. Император нанес поражение Круму, развеяв миф о его непобедимости. Тот вскоре скончался, а в 818 г. Лев вновь наголову разбил болгар. Империя была спасена.
Иконоборчество Лев стал вводить осторожно. В кругу приближенных он высказывал мнение, что бедствия постигают Империю «не за что иное, как лишь за поклонение иконам», и что императоры-иконоборцы царствовали благополучно, а их преемники – несчастно. Сочувствующие иконоборчеству нашлись не только среди военных, но и среди иерархов. Император стал убеждать патриарха отказаться от иконопочитания. Тот был непоколебим. В 815 г. Лев V отправил святителя Никифора в ссылку. Новым патриархом стал Феодот, начальник гвардии и родственник Копронима, не получивший никакого образования и едва разбиравший грамоту.
Лев Армянин созвал собор в Святой Софии под председательством нового патриарха. Православные иерархи и монахи отказались в нем участвовать, были низложены и отправлены в ссылки. Собор остался в истории под названием Второй иконоборческий. Иконоборцы считали его поместным. Он объявлял вновь восстановленными решения иконоборческого собора 754 г., а Вселенский Собор 787 г. – потерявшим силу. Его решения оказались мягче копронимовских: позволялось оставлять иконы в храмах, но вывешивать повыше, чтобы они служили для неграмотных вместо Писания, лишь бы невозможно было «для необученных и нетвердых в вере» возжигать перед ними свечи или их лобызать.

Утверждалось, что Ирина восстановила почитание икон по женскому слабоумию. Но определялось, что иконы – не идолы, а Влахернский собор Копронима не признавался Вселенским. Не подписывавших орос епископов и игуменов ссылали и наказывали.

Феодор Студит написал собору обличительное письмо, был наказан (его били воловьими жилами и морили голодом) и сослан. Но и из ссылки он руководил борьбой с иконоборцами. Активно выступал против них и ссыльный патриарх Никифор.
Император Лев V устранял иконы и все те части богослужения – тропари, стихиры, в которых замечались идеи иконопочитания. На их место сочинялись новые, в духе иконоборческого богословия. Написаны были новые учебники с целью перевоспитать юношество. Гонение было тяжко своей систематичностью, всеобщностью, сыском и шпионажем.


В 820 г. Лев Армянин был убит заговорщиками. Православные встретили этот переворот с радостью. Преподобный Феодор Студит, со свойственной ему прямотой и политической упрощенностью, восторженно писал: «Да возвеселятся небеса и радуется земля! Да искаплют горы сладость и холмы правду! Пал враг, сокрушен мучитель наш. Заградились уста, глаголющие неправду. Обуздана рука Авессалома. Погиб жестокосердный фараон...» В том же духе звучит и церковная анафема Льву. Но патриарх Никифор, также пострадавший от Льва, будучи человеком светской карьеры, понимал его политические заслуги и выразился более беспристрастно, сказав, что «ромейское государство потеряло хотя и нечестивого, но великого своего заступника».


Новый император, бывший начальник дворцовой стражи, Михаил II Травл (Косноязычный) (820-829) дал амнистию всем сосланным за иконы. Вернулись патриарх Никифор и Феодор Студит. Но Михаил также оказался иконоборцем. Правда, он ненавидел религиозные гонения и объявил полную терпимость: «Совершенно безразлично, почитать или не почитать иконы... Кто прежде нас исследовал церковные догматы, тот пусть и отвечает за то, что он сделал, хорошо или нет. А мы, в каком положении застали Церковь, в таком и решили оставить ее. Принимая это в соображение, мы и настаиваем: глубокое молчание да будет об иконах. И потому пусть никто не смеет поднимать речь об иконах (в ту или другую сторону) и да будет совершенно устранен и удален и собор Константина (754), и Тарасия (787), и ныне бывший при Льве (815) по этим вопросам». Терпимость более или менее сохранялась в течение всего царствования Михаила II. Лишь в последний год своего правления он бросил в тюрьму нескольких видных иконопочитателей.


После смерти Травла воцарился его сын Феофил (829-842), человек рафинированно образованный (в отличие от своего полуграмотного отца), но твердых иконоборческих убеждений. Он любил богослужение, сочинял песнопения, занимался церковным композиторством и регентством, но также воздвиг беспощадное гонение на иконопочитателей. В 833 г. Феофил поставил патриархом своего учителя Иоанна Грамматика, фанатичного иконоборца. Тут же был созван своего рода иконоборческий собор, после которого из церквей вновь вынесли все иконы, изографов пытали и убивали.
Монастыри вновь были отобраны у монахов, им запрещалось показываться в городах. Феофил устраивал диспуты, но горе тем иконопочитателям, которые осмеливались возражать ему. Когда два брата, уроженцы Иерусалима, монахи Феодор и Феофан, прозванные потом Начертанными, указали императору на ошибку в цитируемом тексте, тот заявил: «Несправедливо, чтобы царь был оскорбляем такими людьми». Он приказал бить монахов палками, а затем вырезать на их лицах по 12 строк стихов собственного сочинения, очень неуклюжих. Феофил издевательски сказал: «Конечно, ямбы плохонькие, но ведь лучших они не заслуживают». «Пиши царь, – ответили ему исповедники, – что тебе угодно; это будет прочитано перед праведным и страшным Судиею». К концу своего царствования Феофил чувствовал, что его фанатизм затрачен попусту, что даже в его семействе иконопочитание пустило глубокие корни.
По словам профессора В.В. Болотова (1853-1900), «возобновление иконоборства после VII Вселенского собора явилось на сцене истории словно для того, чтобы дать доказательство, что это движение погибает на церковной почве своею естественною смертью от истощения сил. Иконоборцы-эпигоны были уже не то, что иконоборцы-инициаторы. Встречена была эта реставрация икономахов в политических сферах, правда, сочувственно, но, кажется, только потому, что военные неудачи при Рангаве слишком живо напомнили византийцам славные победы Льва III и Константина. Это было оживление военно-династического предания. Но династия Копронима угасла, и для этой традиции не оставалось практической почвы».


В 831 г. Феофил женился на Феодоре. С ней в его семью вошло тайное иконопочитание. Феофил закрывал на это глаза. В 842 г. он умер. На престол вступила Феодора как регентша трехлетнего Михаила III.
Спустя несколько месяцев Феодора восстановила веротерпимость и иконопочитание. Константинополь наполнился вернувшимися из подполья и ссылок монахами. Патриарх Иоанн Грамматик был низложен, а вместо него утвержден святитель Мефодий, ставший исповедником при Феофиле. Феодора устроила церковное торжество, которое выпало на первое воскресенье Великого поста 11 марта 843 г. С тех пор Торжество Православия всегда отмечается в первое воскресенье святой Четыредесятницы. Со временем этот праздник приобрел характер торжества Церкви над всеми ересями.


Патриарх Мефодий умер в 847 г. Его преемником стал патриарх Игнатий (сын императора Михаила I). В историографии с этого времени обычно начинают отсчитывать «эпоху Фотия» – время целого ряда переворотов государственных, и церковных. Но иконоборчество более не возобновлялось. Оно умерло своей естественной смертью.

 

Священник Димитрий Кондратьев.