28 августа Православная Церковь отмечает праздник, посвященный воспоминанию кончины (успения) Божией Матери.
Из Священного Предания мы знаем, что в последние дни Своей земной жизни Пресвятая Богородица пребывала во Иерусалиме. Постоянным Ее занятием была молитва ко Господу, всегдашним убежищем – места, освященные пребыванием Спасителя, особенно же Матерь Божия любила уединяться на горе Елеонской. Однажды на этой горе во время молитвы предстал Ей Архангел Гавриил и возвестил об Ее Успении, которое должно совершиться через три дня после его благовестия. В знамение победного торжества Ее над смертью небесный вестник вручил Богородице райскую ветвь, сияющую небесным светом.
Ученики Христовы умоляли Владычицу не оставлять их в сиротстве. Приснодева увещевала их не скорбеть, а радоваться, потому что, созерцая Сына Своего, Она будет умолять за всех Его благость и весь мир посещать и охранять. Богородица завещала, чтобы тело Ее положили в Гефсимании, где покоились Ее праведные родители Иоаким и Анна и святой Иосиф Обручник.
Матерь Божия возжелала видеть при Своем преставлении апостолов, рассеявшихся по вселенной, и Господь исполнил Ее желание. По повелению Божию, они из разных мест были принесены на облаках в Иерусалим. Со скорбью взывали к Преблагословенной ученики Христовы: «Мы радуемся, что Совет Божий исполняется над Тобою, но сетуем, что не увидим более здесь Тебя, нашей Матери и Утешительницы». В это время предстали Ей святые Дионисий Ареопагит, Иерофей, Тимофей и другие апостолы из числа 70-ти, также призванные Духом Святым. Пречистая Дева утешала плачущих, обещая им встречу и по отшествии Своем, если то будет угодно Богу.
Наступил день Успения Богородицы. В 3-й час дня (9 утра) горница Ее озарились светом Божественной Славы. Сам Христос со множеством Небесных сил и сонмом праведников предстал лицу Пресвятой Своей Матери. Она преклонилась пред Ним и мирно предала Свою душу в Его руки. Апостолы, с благоговением приближаясь к пречистому телу Богородицы, чувствовали преизбыток благодати в сердцах своих. Одно прикосновение к одру Ее подавало болящим исцеление, слепым прозрение и творило множество чудес. Подняв одр с телом Преблагословенной, апостолы понесли его к месту погребения, святой Иоанн Богослов предшествовал этой процессии с ветвью, принесенной Архангелом. В воздухе слышалось ангельское пение.
По усмотрению Божию, случилось проходить мимо процессии иудейскому священнику Аффонию. Увидев апостолов с молитвами и псалмопениями шествующих к месту погребения, он устремился к одру, желая повергнуть на землю пречистое тело Богородицы. Но едва дерзкие руки коснулись одра, Ангел невещественным мечом отсек их, и Аффоний пал на землю. Познав десницу Всевышнего, он со слезами обратился к апостолу Петру с просьбой исцелить его. Тот сказал нечестивцу: «Ты получил то, что хотел, исцелить тебя мы не можем, а только один Господь наш, против Которого ты неправедно восстал. Но и Он не захочет подать тебе исцеления, доколе не уверуешь в Него всем сердцем». Раскаявшийся Аффоний исповедал Господа Иисуса Христа и, составив рассеченные руки, получил исцеление. Возвратившись, он поклонился Спасителю и ублажал Пречистую Богоматерь непрестанными славословиями.
Апостолы, достигнув Гефсимании, поставили одр с телом Приснодевы у места погребения, и, воздав Ей последнее целование, положили в пещере и заградили вход в нее большим камнем. Три дня пробыли они у гроба, непрестанно молясь и славословя Господа и Пречистую Его Матерь. По особому усмотрению Божию, на погребении Богородицы не присутствовал апостол Фома. Явившись лишь на третий день в Гефсиманию, он неутешно плакал, что не успел получить последнее Ее благословение. Апостолы решили открыть гроб, чтобы дать ему поклониться священным останкам Приснодевы. Но оказалось, что тела Богоматери в гробе уже не было. Вечером того же дня после трапезы апостолы, по обычаю, подняв часть хлеба, отложенную в честь Господа, начали славить Его. В это время они услышали над собою ангельское пение: перед ними, блистая неизреченной славой, стояла Царица Небесная: «Радуйтесь, Я с вами всегда!» Исполнившись восторга, они вместо обычного воззвания: «Господи Иисусе Христе» воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!» Это чудесное откровение совершенно убедило апостолов, что Пресвятая Дева в третий день была воскрешена Богом и восхищена с пречистым телом в горнее селение. Вскоре они опять были перенесены на облаках каждый на место своего служения.
То обстоятельство, что первые упоминания о празднике Успения появляются в памятниках церковной письменности, начиная с V в., можно объяснить богословским углублением Церкви в догмат Боговоплощения и борьбой с посягательством ересей на достоинство Пречистой Богоматери.
Относительно установления повсеместного празднования Успения мы имеем указание византийского историка XIV в. Никифора Каллиста о том, что император Маврикий (582-602) повелел совершать его 15 августа. Этим указом было упорядочено уже существовавшее празднование, причем ему была придана особая торжественность. Целым веком раньше императора Маврикия праздник Успения был уже указан в Сакраментарии папы Геласия I (492-496).
Иерей Димитрий Кондратьев