В Лазареву субботу архиепископ Герасим совершил Литургию в храме святого князя Владимира

27 апреля 2024 года, в Лазареву субботу, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную литургию в храме равноапостольного князя Владимира г. Владикавказа.

Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь храма равноапостольного князя Владимира иерей Димитрий Кондратьев, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирик храма равноапостольного князя Владимира иеромонах Нектарий (Монахов), клирики кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа диаконы Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Нектарий.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.

По окончании Божественной литургии архиепископ Герасим обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:

«В тропаре сегодняшнего праздника поется: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя». Событие сегодняшнего дня – это уверение не только иудеев, которые предстояли в тот день при гробе праведного Лазаря, но и всех нас в том, что грядет Воскресение, что Христос воскреснет. Он, как победитель смерти, будет лишь Первенцем, а воскреснет все человечество. Основа нашей православной веры – это вера в Воскресение. Господь всех нас воскресит в последний день, и на Суд предстанем мы в своей полноте, состоящие из души из тела. Каждый человек станет на Суде Божием.

Господь приходит в селение, где жили Лазарь и его сестры Марфа и Мария, уже зная, что Лазарь умер, и, зная, что Он хочет сделать. Почему именно сейчас, а не раньше? Он творит Свое самое великое чудо накануне Своих Страстей, Своего Крестного пути, когда Он будет оставлен всеми, подвергнется унижениям, истязаниям, и самой страшной смерти, которую в то время изобрело человечество, – смерти крестной. Зная все это, шествуя на страдания в Иерусалим, Господь совершает чудо – воскрешает человека, который четыре дня находится во гробе. Это невероятное событие, которое шокировало всех, Господь совершает накануне Своего Входа в Иерусалим. И во многом то, что мы будем слышать завтра, в Вербное Воскресение, крики иудейского народа «осанна!», «Благословен Грядый во имя Господне!», связанны именно с событием данной субботы. Люди, собравшиеся на гроб поплакать вместе с сестрами, увидели, что совершается нечто необычное. Могилу четверодневного покойника вскрывают, и оттуда выходит человек, который не может ни по каким соображениям человеческого разума, быть жив в таком состоянии, и, тем более, выйти оттуда. Иудеи хоронили своих покойников в пещерах, при этом спеленав, забинтовав усопшего, его руки, ноги, лицо, смочив все это в специальном составе на основе клейкого вещества из алоэ. Выжить в таком состоянии четыре дня просто невозможно, не говоря уже о том, что все были свидетелями смерти Лазаря и знали, что это не сон, что он действительно умер.

Вокруг данного события разворачивается определенная драма. Мы слышим диалоги Христа с Марфой, которая исповедует, как апостол Петр, веру в то, что Тот, Кто пришел к ним, – не просто Учитель из Назарета, но Мессия, но спустя всего несколько минут начинает сомневаться в своем исповедании. Когда Христос повелевает открыть гробницу, она, вместо слов «Ты Мессия, Ты все можешь», говорит: «Господи, уже смердит» (Ин.11,39). Мария, которая почти не произносит слов на протяжении всех этих событий, просто плачет, обнимая ноги Учителя. Она не колеблется в своей вере. Фома, который услышал, что Лазарь умер, восклицает: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин.11,16). Но спустя несколько дней он говорит: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20,25).

Эти несколько человек, которых мы видим в данном евангельском повествовании, являют все грани веры людей во Христа Спасителя. Кто-то очень четко знает, что все, что Господь предсказал, исполнится когда-то, но не сейчас. Воскреснет Лазарь «в последний день» (Ин11,24). Так считает Марфа. Господь говорит, что это произойдет прямо сейчас. Но она считает, что это невозможно, это превышает пределы человеческой природы. Мария просто молчит. Что говорит Учитель, то она исполняет. Решительный Фома в какой-то момент становится робким.

Каждый из нас в своей жизни переживает все эти моменты. Когда мы верны Спасителю, мы плачем, но делаем то, что Господь нам повелел, и вера нас не срамит. Иногда, в более спокойном состоянии, нам кажется, что мы верны, но происходит какое-то событие, выбивающее нас из порядка обычной жизни, и мы начинаем колебаться, а правда ли то, что Господь нам обещал? В какие-то моменты мы говорим: «Да, пойдем и умрем». Но потом страх и сомнения нас одолевают. И Господь, когда говорит, что Мария «избрала благую часть» (Лк.10,42), показывает, что нам следует не просто устами исповедовать свою верность, решимость, а быть верными молча, но до конца. Что бы Господь ни повелел, идти за Ним, что бы Он ни сказал, верить этому слову, и вера тогда нас не посрамит.

День сегодня особенный, и ныне стоит подумать о том, какова наша вера? Верим ли мы, как Мария или говорим о том, что мы настоящие христиане, но потом испугаемся и убежим? Или не испугаемся, но будем рационально размышлять об устроении мира и отвергать чудеса Божии? Отвергать то, что Господь Свою силу может явить здесь и сейчас. Эти события могут случиться с нами лично. Мы готовимся вместе с Господом войти в Страстную седмицу, ибо закончился период Великого поста. Мы входим в особый период. Если на протяжении поста мы много читали ветхозаветные пророчества и Псалтирь, то теперь переходим к особому порядку чтений и богослужений, когда вспоминаем события новозаветные. Не случайно Церковь полагает в первые три дня Страстной седмицы полностью прочитывать Евангелие. Кто не сможет в эти дни полноценно посетить службы, обратитесь к Евангелию дома. Постарайтесь перечитать его, напомнить себе, пережить путь от Рождества Христова до Его Крестной смерти и Воскресения.

Воскрешение Лазаря – это особенный день еще и потому, что накануне Страстной седмицы мы несколько воскрешаем себе живость нашей веры, стараемся внести в нашу жизнь нечто не рутинное, необычное. Потому что и Страсти Христовы, и Его Воскресение – это то, что нарушает греховный порядок бытия мира, становится неким вызовом ему, поскольку Христос победил смерть. То, что много веков довлело над человечеством, теперь разрушается. Господь разрушает эту темницу, и, воскресив Лазаря, показывает, что так оно и будет. Невозможное для людей совершает Он, поскольку Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14,6). «Я есмь воскресение и жизнь», (Ин.11,25) – говорит Господь. Если мы верим в это, исповедуем устами и сердцем следуем за Господом, не изменяем Ему ни в делах, ни в мыслях, то и наше благое воскрешение непременно последует, потому что верен Господь».