В Неделю 2-ю Великого поста архиепископ Герасим возглавил Литургию в кафедральном соборе

31 марта 2024 года, в Неделю 2-ю Великого поста, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей возглавил в кафедральном соборе всенощное бдение.

Архиепископу Герасиму сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора – иерей Даниил Булатников, диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.

Проповедь перед причастием произнес иерей Даниил Булатников.

По окончании Божественной литургии правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Во вторую Неделю Великого поста Церковь празднует память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. По историческим меркам он жил недавно, в ХIV веке, и поэтому память его была внесена в празднование второй Недели Великого поста достаточно поздно. Не случайно Святая Церковь это сделала. Много было и других святителей, которые подвизались в борьбе с разного рода ересями. Можно было, например, почтить память святителя Афанасия Александрийского или святителя Спиридона Тримифунтского. Почему все-таки Григорий Палама? Почему святой, который жил в ХIV веке, сподобился такой великой чести, что ему этот особый день в году посвящается помимо дня его памяти?

Святитель Григорий Палама боролся с одной из очень опасных ересей, которая была вдохновляема рационалистическим знанием Запада, схоластической наукой. Спор был о том, тварен или нетварен свет, который видели святые апостолы на Фаворе. Казалось бы, неужели этот спор важнее борьбы за исповедание халкидонское или борьбы против тринитарных ересей? Ведь в прошлое воскресение мы праздновали победу над иконоборческой ересью. Почему борьба святого Григория Паламы оказалась столь важной и значимой, что Церковь решила особенным образом подчеркнуть опасность этой ереси?

Дело в том, что рационалистические воззрения часто доводят человека по пути следования логическим умопостроениям в такие области, когда кажется, что все своим умом может постичь. И ересь, которая противостояла святителю Григорию, может считаться прародительницей многих других рационалистических ересей, которые возобладали на Западе. В каком-то смысле ее можно назвать прообразом протестантского движения, которое во многом отвергает церковные Таинства и обряды, и говорит, что оно восходит только к Евангелию.

Нечто похожее проповедовал и главный противник святого Григория Паламы. По сути дела, он говорил, что человек может спастись собственными силами, тогда как святитель Григорий подчеркивал, что тот нетварный свет, который видели апостолы на Фаворе, есть знак явления в этом мире особых действий Божиих, которые называются энергиями. Благодаря им человек выходит за пределы своего «рацио», за пределы возможностей своей тварной природы, получает возможность соединиться с Самим Богом. Не по существу, конечно, творение никогда не может стать Творцом, но по причастию этим благодатным действиям, энергиям Божиим. Тем самым, соединение с Богом не призрачно, не иллюзорно. Не только рационально мы мыслим Бога, но реально соединяемся с Ним. Вот за эту главнейшую реальность бытия Церкви в мире как Тела Христова и боролся святой Григорий. И Церковь, и народ Божий почувствовали, что борьба с этой ересью является борьбой за самое главное, за веру во Христа Спасителя, Который пришел для того, чтобы отдать Себя нам и тем самым соединиться с нами и дать возможность стать сынами Божиими по благодати.

Надо сказать, что и прочие ереси, которые существовали задолго до ХIV века, на самом деле восставали на это самое главное. И святые отцы вели не философские диспуты, которые касаются только ряда избранных мужей, которые высоко мыслят, но это нас не касается. Нет. Смысл борьбы святителей, которые подлинно названы святителями, за то, чтобы наша вера не была обольщением, потому что святой апостол Павел в свое время воскликнул: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна» (1Кор.15,17). А ереси, по сути дела, и говорят, что Воскресение не значимо, важно верить в Бога, признавать, что какое-то благодеяние Господь для нас оказывает, но мы сами по себе в этом мире, Бог в седьмой день творения почил от Своих трудов и больше мира не касается. Поэтому мы сами промышляем о себе, Бог о нас что-то предвидел, предназначил, и от нас уже мало что зависит. И святые отцы всегда подчеркивали эту колоссальную важность понимания смысла христианской свободы, что Господь сотворил человека таким существом, которое свободно по своему желанию, если захочет, может соединиться с Богом, во-первых, а во-вторых даровал нам Собой реальность этого соединения.

За это боролся святитель Григорий. Для нас, живущих спустя многие века, острота той борьбы уже как-то угасла. Многие уже подробностей тех паламистских Соборов уже не знают, кто тогда был Патриархом, кто был на чьей стороне, от нас это уже далековато отстоит. Повторюсь, по историческим меркам святитель Григорий совсем рядом с нами. То, что Церковь не поддалась на соблазн рационализма и схоластики, а твердо сохранила уверенность в том, что Господь «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же» (Евр.13,8) и Он здесь с нами пребывает, в этом великая заслуга святителя Григория. Поэтому мы его почитаем, и Церковь напоминает нам об этих опасных местах, которые проходила она в своей истории. Об опасности иконоборчества, которое, казалось вопросом только об изображениях, а на самом деле – о реальности воплощения Христа. Так же и ереси, которые восставали против святителя Григория, были тем опасным оружием сатаны, который готовился сокрушить саму сердцевину нашей веры. Но это не удалось, и с тех пор, со времен святителя Григория, и другие святители верно хранят веру православную. Архиереи призваны к этому хранению. Но и народ Божий призван хранить веру Христову, потому что смысл нашей веры, как в свое время сформулировал преподобный Викентий Леринский, в том, что мы верим, «во что верили наши отцы, всегда, везде и все». Это самое главное.

Будем хранить веру православную, и тогда врата ада никогда не одолеют Церковь. Если же мы будем сомневаться и колебаться, тогда мы приходим, к сожалению, в опасность, что волк, который всегда рыщет вокруг, поглотит нас. Будем хранить веру православную и храниться от грехов! Будем соблюдать и то, и другое, и тогда спасение наше будет несомненным!».