14 апреля 2024 года, в Неделю 4-ю Великого поста, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей возглавил в кафедральном соборе всенощное бдение.
Архиепископу Герасиму сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора – иерей Даниил Булатников, диаконы Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.
По окончании Божественной литургии правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Сегодня память преподобного Иоанна Лествичника, игумены горы Синайской, одного из величайших отцов седьмого века, который оставил нам замечательное аскетическое творение, именуемое «Лествица», что означает «Лестница». Он написал руководство для монахов, в котором расположил добродетели как некие ступени, постепенно возводящие нас к Богу. Преподобный Иоанн остался в истории как один из отцов, который отличался исключительной рассудительностью.
В дни памяти преподобных за литургией читается отрывок из Послания к Ефесянам, в котором сказано: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5,17). Мы находимся в таком мире, где лукавство преобладает, и нам нужно быть очень внимательными, рассудительными и осторожными, чтобы под видом воли Божией е исполнить волю собственную. А хуже того – сатанинскую, поскольку от начала веков, от грехопадения Адама сатана воюет на род человеческий самыми разными способами. Он возбуждает распри, вызывает ссоры, порождает убийства, потому что он «человекоубийца от начала» (Ин.8,44) Он натравливает государство на государство, народ на народ, порождает войны, взаимную ненависть. Однако эти внешние действия часто не достигают цели, если народ и царство, на которые ополчается сатана, крепки внутренне. Обычно победа сатаны достигается тогда, когда внутри заводится измена, возникает раскол и разделения, и люди начинают ополчаться друг против друга, и нарушается целостность народа, царства, Церкви. Сатана через эти трещины получает доступ, и тогда наступает великое падение.
В истории было немало расколов, ересей, распрей, и всегда главной целью сатаны было соблазнить человека. Если против военных действий, прямой угрозы мы мобилизуемся, то когда к нам неслышно и тайно подкрадывается эта лиса начинает на ухо шептать нечто соблазнительное, то, к сожалению, человек не твердый в своих убеждениях, соблазняется. Святой апостол говорит о том, что антихрист «есть уже в мире» (1Ин.4,3). В нашем разговорном языке «анти» – это «против». Но в действительности «анти» – это «вместо». Антихрист – это тот, кто «вместо Христа», самозванец. Существо, которое выдает себя за Христа, но при этом силы Христовой не имеет, а по виду точно такой же. И чудеса будет творить антихрист, и знамения на небе производить. Многие не твердые в вере соблазняться, и «многих прельстят» (Мф.24,11). К сожалению, человечество слабеет в своей верности и вере к Богу, и охотно склоняется на различные лукавые убеждения.
Сатана в разное время боролся с Церковью по-разному. В древности восставал против Святой Троицы во времена арианства. Боролся против двух природ во Христе ересями несторианства и монофизитства. Боролся против самого Воплощения Христова во времена иконоборчества. Священномученик Иларион (Троицкий) говорит, что в ХХ веке, а мы можем сказать, что и в ХХI-м, ереси по преимуществу направлены против самого бытия Церкви, ереси экклезиологические, когда сущность Церкви, как Тела Христова, подвергаются сомнению. При этом люди говорят, что можно противопоставить архиереев и неких старцев, что есть мнения, которые можно совершенно свободно исповедовать, и хотя они не состоят в согласии с церковным учением, но так можно, поскольку есть некие тайные знания, божественные откровения.
Так разрушается целостность Церкви. Люди, которые сейчас проповедуют разного рода ереси, действуют с той целью, чтобы нас друг от друга отделить. Святой Игнатий Богоносец говорил: «Где епископ, там Церковь». А те люди, которые борются с Церковью, говорят: «Нет, епископ – это просто административный начальник, Есть некие духоносные старцы, а у них и есть ведение Бога. А епископа можно не слушать». Это на самом деле слова волка, сатаны, который пришел погубить паству. Он одну за другой похищает овец и паству постепенно уничтожает. А если пастырь при этом еще и не ревностный и спит, то горе такой пастве, потому что стадо будет разрушено! И, к сожалению, мы это наблюдаем. Под очень благовидными предлогами возникают разные лжеучения. Никогда ересиархи не скажут, что они проповедуют явное зло, но всегда будут говорить, что проповедуют истину Христову и подлинное церковное учение.
Мы живем по старому стилю. Но есть новостильники, а это и грех, и, значит, нужно в борьбе за сохранение старого стиля отделиться от тех обществ и Церкви, которые живут, быть может, по старому стилю. Но в своей мнимой правоте люди избирают этот предлог, чтобы отделиться от Церкви. Правильно это? Нет, это искусно прикрытая ложь. Нет ни одной весомой причины, чтобы отделять себя от Тела Христова под каким бы то ни было предлогом. Нет таких причин.
В наше время возникла еще одна ересь, которую называют «царебожием». Группа людей, почитая святого страстотерпца императора Николая II, говорят о том, что он – Царь-Искупитель. Он принес себя в жертву, чтобы искупить грехи русского народа. Вроде бы все правильно. Действительно, царь пошел на мученическую смерть. С ним был казнена вся его семья, и мы почитаем Государя мучеником. Но слово «Искупитель» относится только ко Христу. Так что же проповедуют эти люди. Они проповедуют анти-христианство. Делают попытку заменить Христа. Это искусно прикрытая ложь. Эта ложь проникает в умы простодушных людей, которые не могут ясно и четко различить, где правда, а где хитросплетенное лукавство. Эти люди внушают: «Если архиерей вам говорит что-то против нас, не слушайте его. Идите к нам, здесь Христос, в тайных комнатах, тайно пришел». Помните, откуда эти слова? Это Господь говорит своим ученикам: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24,27).
И эти антихристы смущают людей. Недавно к нам приезжала группа неких «ревнителей благочестия», которые возят с собой икону царя и рассказывают о том, что они, посещая разные регионы, тем самым спасают Русь. А там, где их не приняли, они говорят, что и Государя не приняли. Мы с вами сейчас стоим в кафедральном соборе. Здесь есть икона Государя. В честь кого мы ежегодно 17 июля совершаем крестный ход в день расстрела Царской семьи? В честь Государя. Есть хороший исторический пример. На Руси в начале ХVII века была Смута, было много самозванцев, которые выдавали себя за царевича Димитрия. Все было похоже. Но была одна существенная разница. Царь помазан на царство Церковью, а самозванец, хотя внешне он и будет похожим, не имеет помазания, благодати. И эти люди – на самом деле самозванцы, которые восстают против подлинного царя и говорят: «Идите к нам в Тушино». Но эти самозванцы остались в истории как Гришка Отрепьев и тушинский вор.
Пройдет время, и история все расставит на свои места. Но сейчас я как архиерей города Владикавказа призываю свою паству быть внимательной и не поддаваться на такие искушения. Если Церковь что-то не благословила, то противление Церкви – это противление Христу, потому что Христос – Глава Тела Церкви. Кто восстает против Церкви, тот восстает против Христа. Иудеи были очень благочестивыми и думали, что почитают Бога Отца, но Сына Его убили. И это безумие процветает веками, и всегда находятся простодушные люди. Но мы молимся на Литургии святого Василия Великого: «Боже, прости нам, священникам, наши грехи, а народу Божию невежество». Часто по неведению люди поступают. И тем сильнее ответственность священников за свою паству, чтобы они сами в своем служении не соблазняли пасомых.
Я с большой горечью говорю, что у нас нашлись, к сожалению, священники, которые посчитали, что он поступают, нарушая благословение архиерея, правильно. Это измена, предательство и нарушение священнической присяги. Нужно быть верными Богу, какие бы искушения не приходили. Из истории мы знаем, что были всевозможные падения, но если уж пали, то надо каяться как апостол Петр. А не коснеть в своем заблуждении как Иуда, который после удавился. Он, наверное, тоже думал, что делает что-то мудрое, что Христос как-то не так учит и проповедует. Потому никаких расколов и разделений между нами не должно быть. То, что Церковь благословила, если крестный ход благословлен Святейшим Патриархом, архиереем, в нем и будем участвовать. У нас есть замечательный осенний крестный ход с Моздокской иконой Божией Матери. К нам регулярно привозятся и мощи святых. Все это было благословлено Церковью, и поэтому от этого была только польза. Польза от того, что мы едины и пребываем в любви. А если какое-то смущение и разделение возникает, то это не от Бога.
Я недавно посмотрел в Интернете ролик этих «ревнителей», которые очень порадовались доброте и радушию осетинского народа. Они собрались приехать к нам еще после Пасхи. Мне это напоминает радость лисы, которая, пока сторожа спали, залезла в курятник и душит кур одну за другой, пока всех не передушит. Нет, я спать не буду, и вы не спите. Время сейчас не сна, а бодрствования. Нельзя пускать этих лукавых лис, которые воодушевляются не Христом, а сатаной, к нам. Нужно беречься. И те люди, которые в других епархиях поверили своим архиереям и не соблазнились лукавыми уговорами, достойны похвалы. Не хочу, чтобы мне было горько за всех нас. Вместо того, чтобы верить Церкви и идти за Христом, мы слушаем эти лукавые голоса волков, которые завывают постоянно где-то за оградой и зовут к себе. Но оттуда уже не вернешься, потому что эти волки тебя сожрут. Будем трезвиться, пребывать в ревности о богоугождении, и тогда никакой соблазн и отрава нас не коснутся, а «царство, разделившееся само в себе, опустеет» (Мф.12,25). Да не будет этого с нами!».