2 июня 2024 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей возглавил в этом храме всенощное бдение.
Архиепископу Герасиму сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора – иерей Даниил Булатников, диаконы Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.
По окончании Божественной литургии правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«В сегодняшний воскресный день мы читаем замечательное, единственное в своем роде евангельское повествование о том, как Господь проповедует женщине. Ученики недоумевает, как может Учитель общаться с женщиной, поскольку женщины в Израиле стояли гораздо ниже по социальному положению, чем мужчины. Но Господь говорит: «Дух дышит, где хочет» (Ин.3,7). Нет ни одного человека, будь то мужчина, женщина, ребенок, кто был бы изъят из Промысла Божия, и к кому бы Господь считал недостойным обратиться. Господь обращается к каждому из нас, какого возраста и национальности мы ни были. Нет уже изъятия, ни иудеев, ни самарян, ни эллинов. Есть народ Божий, христиане, как мы сегодня слышали в чтении из книги Деяний апостольских, что в Антиохии ученики стали впервые называть себя христианами. Господь обращается к каждому из нас. В этом особое величие проповеди Христовой. Господь мало того, что умаляется, принимает на себя «образ раба» (Флп.2,7), человека, тварного создания, снисходит с высот Своего величия для общения с нами, но делает все, чтобы показать, что нет ничего недостойного для человека, если это приводит к славе Божией. Он не стыдится проповедовать женщине, тем более – самарянке, еретичке, по иудейским воззрениям, не стыдится умыть ноги учеников. Он делает все и нисходит до каждого из нас, чтобы, взяв за руку, привести в Свое Царствие и даровать то богатство, от которого мы, как блудные дети, отказались, и ушли «в дальнюю сторону» (Лк.15,13). Господь не считает для Себя зазорным пойти на эту дальнюю сторону, спуститься даже до адских глубин, чтобы каждого человека возвести в Отчий дом и посадить на трапезе, облечь в одежду, дать на руку перстень и заколоть тельца, чтобы радость о возвращении каждого из нас была велика. Вот каковы любовь и милосердие Божии! Все это открывается лишь в нескольких словах Евангелия.
Но не только об этом говорится в сегодняшнем евангельском чтении. Самарянка задает Христу вопрос: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин.4,20). Господь отвечает ей: «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин4,21). Это действительно сбылось, проповедь Христова распространилась по лицу всей Земли. Ни один народ, ни одно место, селение, лес, пустыня или гора не изъяты от проповеди Христовой. Те люди, которых не достоин весь мир, скрывались в пропастях земных, молились из лесных чащ, горных пещер, из египетских пустынь. Монашеский чин населил самые непроходимые участки, и слово Божие, и слава Божия вознеслись от всех уголков Земли. И нам стоит поразмыслить о соотношении нашего внешнего благочестия и внутреннего духовного делания. Можем ли мы обойтись без благолепного храма, без икон, песнопений? Думаю, что нет. Человек – это не только дух, но и тело. Для нашего телесного благочестия мы воспитываемся тем, что видим, обоняем, слышим и вкушаем. Только так возможно воспитать чувства и привести тело в соответствие с духом, который в нас пребывает. Чем питается дух? Это тайная молитва, о которой Господь говорит: «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6,6). Это внутреннее делание необходимо. Это Иисусова молитва, это наши благочестивые дела, которые мы совершаем, когда на нас никто не смотрит, потому что самое главное – не только то, как мы ведем себя на людях. Конечно же, нужно вести себя порядочно, как с детства учат нас родители, соблюдать правила приличия, обладать хорошими манерами. Но когда нас никто не видит, кроме Отца Небесного, куда приходят наши манеры? Мы по отношению к Богу это проявляем, или думаем, что сейчас не видно, и мы поживем свободно? Это и есть самое главное делание, когда мы втайне молимся своему Небесному Отцу, и никакое место не ограничивает нас в этой молитве. Только так и созидается православное благочестие. Об этом говорит Господь самарянке.
Господь в этом отрывке показывает нам еще одну очень важную вещь. Если мы сами себя воспитаем во внешнем благочестии, а внутренне делание не будет отставать от того образа жизни, который ведем, то мы способны обратить ко Христу очень многих людей. Самарянка задала несколько вопросов, но они были заданы из глубины души. Она ими жила и болела. Для нее это было важно. Разговор начинается просто о воде, но постепенно становится все глубже. Она проявляет удивительную разумность. Она изумляется, кто же Тот, Который говорит с ней? И Господь говорить ей, что Мессия – «это Я, Который говорю с тобою» (Ин.4,26). Она бежит в город и говорит: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин.4,29). Люди пришли и потом сказали: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин.4,42). Но разве они увидели бы, если жена самарянка не привела их ко Христу? Вот в чем соль этого повествования. Нашим ближним сегодня недосуг или они не понимают, или имеют предубеждения против Церкви. Но они способны заинтересоваться, что же с нами произошло, от чего мы выходим из храма не такими, как вошли, более благочестивыми, любвеобильными, милостивыми, внутренне углубленными, уже не рассеянными, а сосредоточенными на чем-то важном, приветливыми, добрыми? Что там такое? Кто в этом храме, что мы, соприкоснувшись с Ним, выходим оттуда такими? А там Христос. И человек, который взглянул на нас, если мы живем подлинно по-христиански, как те жители Самарии, придет и посмотрит на Христа, и может, о нас и забудет. Он уверует не потому, что его брат или сестра рассказали об этом, но потому что сам пришел, вкусил и увидел, как благ Господь.
Мы переносимся на много столетий назад, к этому разговору у колодца в жаркий день. Те слова, которые сказал Господь, и есть та вода жизни, которая потекла тогда из этого источника и течет по сей день. Мы можем к этому источнику подойти и вкусить, поскольку это и есть благодать Святого Духа. Как изобильно святая вода окропляет нас, так и Дух Святой готов вселиться в нас обильно и невозбранно. Не мерой дает нам Господь, а дает безмерно, потому что мы уже не рабы и не наемники, а сыновья и дочери. Время дорого, и не надо думать, что завтра мы будем более собранными, благочестивыми и подготовленными. Обстоятельства могут воспрепятствовать нам прийти завтра в храм Божий, но сегодня мы здесь, и давайте уйдем отсюда немного другими, окажем милость и поддержку нуждающимся. Сами в себе помолимся Отцу нашему Небесному, чтобы эта благодать не отступала, а обильно возрастала и давала плод!».