4 ноября 2025 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в храме равноапостольного князя Владимира г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей возглавил в этом храме всенощное бдение.
Архиепископу Герасиму сослужили: иерей Рустик Фенченко, секретарь Владикавказской епархии; иеромонах Нектарий (Монахов), ключарь храма равноапостольного князя Владимира; иерей Георгий Кудзагов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии; клирики кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев, Валерий Бобылев и Георгий Тедеев.
За малым входом правящий архиерей удостоил иеромонаха Нектария (Монахова) очередной богослужебно-иерархической награды – правом ношения наперсного креста.
Проповедь перед причастием произнес иеромонах Нектарий (Монахов).
По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:
«Сердечно поздравляю вас с праздник в честь одного из самых чтимых образов на Руси – Казанской иконы Божией Матери! Почему этот праздник стал основой для того, чтобы именно в этот день был учрежден светский праздник – День народного единства?
В годы Смуты, когда не было надежды ни на кого, когда и Царя в России уже не было, а бояре делили власть и деньги, когда иноплеменные захватчики были в самом центре Москвы, а простой народа не знал, что делать, и даже сами вожди не знали, как поступить, Сам Господь внушил священномученику Патриарху Ермогену благословить ополчение, которое пришло бы не просто с оружием. Первое ополчение Ляпунова потерпело поражение, поскольку пришло с оружием, но без идеи, без внутреннего стремления обращения к Богу. Они думали, что своими силами не так трудно освободить Кремль, да и поляки казались им слабыми врагами. Окончилось это печально, гибелью вождя ополчения. Народ рассеялся и погрузился в уныние, не видя уже возможности спасения России. И только когда нижегородский гражданин Кузьма Минин внял призыву святого Ермогена и понял, что без Бога одолеть смуту и лихолетье на Руси невозможно, и была взята во Второе ополчение Казанская икона Пресвятой Богородицы, а с молитвой перед ней и Сама Матерь Божия шла с ополчением, тогда и побеждены были враги. Тогда было положено начало окончанию Смутного времени, именно с благословения Матери Божией. Она услышала молитвы и те люди, которые в свое время так же очень сильно болели сердцем за Святую Русь, прежде всего – преподобного Сергия Радонежского. Именно он является и Минину, и архиепископу Арсению в Кремле и говорит: «Молитвы наши и ваши услышаны». Потому что молился не только народ православный, который устал уже от смуты и безначалия в государстве, от разбойников, но молились святые Русской земли, обращаясь к Матери Божией.
Таким образом, мы видим, какой колоссальной силой обладает молитва. Именно молитва объединяет людей. Все прочие попытки объединиться на иных идеях: избрании нового царя, объединения олигархии и боярства – из них ничего не вышло. Русь разваливалась, и неизвестно, что было бы с ней дальше, если бы народ не обратился к той силе, против которой не может устоять ни один враг, видимый или невидимый, ‒ к Пресвятой Богородице, к силе Божией. И эта сила, которая воодушевлялась православной верой, пришла на помощь народу. И поэтому уже в новейшее время, когда уже перестали праздновать 7 ноября, ибо было бы странно сейчас праздновать день разрушения российской государственности, было решено избрать этот день, который послужил бы свидетельством единства народа. Когда этот праздник устанавливался, идея была такая: да, у нас есть разделение, разные взгляды, кто-то считает, что идеалом была Российская империя, а кто-то называет идеалом Советский Союз, но все мы люди одной страны, граждане одного государства. Но объединить нас может то, что не вызывает никаких сомнений и разногласий – вера в Бога, вера во Христа, православная вера. Эта идея получила общее одобрение, и праздник был установлен.
Но мир лукав и стремится праздники подменить. Вроде мы говорим о народном единстве, но постепенно из сознания людей усердием некоторых не в меру рьяных чиновников мысль о единстве как о единстве веры в Бога, надежды и упования на помощь Божию, на Христа Спасителя, на Матерь Божию, эта идея старается вымываться. Мы празднуем День народного единства, но, похоже, что некоторые наши чиновники празднуют день международного единства. Потому что уже нет речи о Боге, а говорят о том, что у нас много-много наций живет, у каждой из них есть своя культура, свои блюда, устраиваются фестивали плова. Все, что угодно происходит, а о вере люди стесняются говорить. Речь идет о непонятном единстве. Мы едины в чем? Если понимать это, как некоторые чиновные товарищи, то единства никакого и нет. У одного народа одно, у другого другое, проповедуется многообразие. Это неплохо, как сказал один политический деятель: «Пусть цветет сто цветов». Но где же это искомое единство, если мы празднуем фестивали разных культур, фестивали кухни, а о Боге стыдливо молчим? И уже люди, которые не помнят дату установления праздника и не часто ходят в церковь, говорят: «А причем тут Церковь вообще? Праздник-то светский». И в некоторых СМИ пишут: «День народного единства, а в этот день еще и Церковь празднует Казанскую икону». Самую суть праздника вытесняют на периферию. В СССР единство было на базе интернационалистских ценностей и коммунистической идеологии, в Российской империи – на вере в Бога и надежде на Царя, поэтому была сформулирована четкая формула «Православие, самодержавие, народность». А теперь на чем это единство будем строить, если откажемся от православной веры? Уже коммунистического интернационализма нет. Тогда что мы празднуем? День нашего раздробления на разные народности, у которых разные культуры?
Да не будет сего! Давайте не позволим подменить главную идею праздника, что мы едины, когда едины во Христе, и тогда мы сильны. И нет иного камня, на котором было бы основано здание, которое устоит при любых ураганах, бурях и ливнях. Этот камень – Христос, это здание – Церковь Христова. Если мы входим в это здание, то мы спасены, как в ковчеге спасения при Ное. И иного спасения нет, и нет иного единства, потому что не на чем ему основаться, потому что все иное, что в этом мире есть, – это философия, измышления человеческого разума, не основанное ни на чем.
Когда мы говорим о Дне народного единства, то вспоминаем подвиг Второго ополчения князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, которые с иконой Пресвятой Богородицы пришли в Кремль. Но это праздник не только русского народа, это праздник всех людей, которые населяют территорию исторической Российской империи. И находясь в Осетии, мы имеем право для ощущения собственного достоинства, потому что осетинский народ, единожды присягнув русским государям, царскому престолу, ни разу в своей истории не изменил этой клятве. И мы едины именно потому, что нас объединила православная вера. Она дала силу верности, надежды. Наша историческая судьба едина, и мы можем с полнотой ощущения радости и счастья этот праздник праздновать, потому что вот единство, которое нас сплотило. У нас есть зримый пример, что именно объединило Россию и Осетию – православная вера. Это стало таким крепким цементом, который связал нас вместе, что уже невозможно представить судьбы русского и осетинского народа порознь. Мы идем вместе. Наши победы – это общие наши победы, наши страдания и горе – это наши общие страдания и горе. И такое единство и надо проповедовать с другими народами.
Помолимся об этом! Каждый день на Литургии мы молимся о Святой Руси, что Господь даст премудрость нашему руководству, начальству. Пусть эта премудрость войдет в их души и подскажет им верный путь и направление, не даст им уклониться в абсолютно человеческие помышления, что можно чем-то заменить православную веру! Можно Христа вынести за скобки? Невозможно. История Смутного времени это ясно показывает. Попытались уже Его вынести за скобки, и чем это для Руси чуть было не закончилось! Слава Богу, Господь послал таких вождей как Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский и Святейший Патриарх Ермоген, которые смогли Русь удержать буквально на грани пропасти. А иначе неизвестно, чем бы история обернулась. И Святая Богородица пусть всегда хранит нас, а мы всегда обращаемся к Матери Божией, чтобы Она дала силу, крепость противостоять натиску любых врагов видимых и невидимых и всегда хранила нас в главном единстве – единстве с Богом и друг с другом, ибо это единство основано на главной заповеди Божией: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и все разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22,37-39). Это и есть единство. Дай Бог нам в таком единстве и пребывать, и никогда не разлучаться, и быть с Богом и друг с другом в любви и мире, как подобает подлинным христианам!».