8 июня 2025 г., в день Святой Троицы, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную Литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей возглавил в кафедральном соборе всенощное бдение.

Архиепископу Герасиму сослужили: иерей Рустик Фенченко, секретарь Владикавказской епархии; иерей Георгий Дзеранов, ключарь кафедрального собора; иерей Георгий Кудзагов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии; клирики кафедрального собора – иерей Даниил Булатников, диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев, Валерий Бобылев и Георгий Тедеев.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.

По окончании Литургии правящий архиерей возглавил великую вечерню с чтением коленопреклоненных молитв. По завершении богослужения он обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся» ‒ восклицает сегодня Церковь. Я всех вас поздравляю с великим праздником Пятидесятницы, в котором Святая Троица, Единый наш Господь, явил Себя. Явлены были все Три Ипостаси, ибо Господь наш Иисус Христос, вознесшись на Небо, от Отца посылает нам Духа Святого. Таинство Святой Троицы открывается перед нами, и мы молимся и благодарим Господа за это удивительное чудо, что мы можем принять, и насколько возможно человеческому разуму и сердцу, вместить в себя это откровение. Откровение Святой Троицы превосходит всякий человеческий ум.

Немало есть религиозных учений, которые говорят о Едином Боге. Об этом говорили в Древней Индии и в иных регионах, но нигде не благоволил явиться так, как через явление Господа нашего Иисуса Христа, ибо через вочеловечение Господа нам явлен и Отец, и Дух Святой. По-другому и быть не могло, потому что Троица есть Единица, а Единица есть Троица. Единая природа Божества и Три Ипостаси открыты нам, и Господь делает явным явление и Духа Святого в видении огненных языков, которые сошли на апостолов. Каждый из нас тоже не изъят от этого ощущения веяния Духа Святого, поскольку всякий раз мы молимся: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины…»

Несовместимы два понятия: скверны и пребывания Духа Святого. Чтобы понять и принять и учение, и явление Третьей Ипостаси Святой Троицы необходимо быть, насколько возможно, чистым, по слову Евангелия: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8). Апостолы в Сионской горнице были предочищены, и поэтому смогли принять всю полноту даров Святого Духа. Причем в такой степени, что они, неученые галиейские рыбаки, которые прятались за запертыми дверями «страха ради иудейска», становятся совершенно другими людьми. Народ недоумевает, что же произошло? Как эти галилеяне говорят на разных языках и проповедуют те вещи, которые не всякий член тогдашнего Синедриона смог бы рассказать ясно и понятно. А для них все Писание, которое для большинства народа было тайной за семью печатями, стало открытой книгой. Никаких тайн они не боятся, могут изложить ясно и дать отчет в свое уповании. Этот отчет они дали в первый же день Пятидесятницы: как мы веруем, в Кого веруем и Кто нам открылся. Более трех тысяч мужей поверили и приняли это, потому что не поверить было невозможно, ибо говорил устами апостолов Сам Дух Святой, Третья Ипостась Святой Троицы, Единый наш Господь и Творец.

Мы живем в этой Пятидесятнице уже третье тысячелетие, ибо Пятидесятница и есть таинство Церкви, поскольку оно заключается в том, что мы веруем «во едину святую соборную и апостольскую Церковь». Нам не нужно все время напоминать о личной Пятидесятнице. Эта идея имеет неправославное происхождение, хотя мы ее принимаем в духе икономии, поскольку она помогает нам некоторые вещи объяснить в нашей жизни. Но всякий, кто крестился и был миропомазан, уже исполнен этими дарами Святого Духа. Здесь речь уже идет не о переживании некоего нового откровения, а о раскрытии этих даров. Есть теория догматического развития, когда говорят, что Господь постепенно нам что-то новое открывает. Нет, Господь единожды открыл нам все, ничего от нас не скрыл, никаких тайных даров не сохранил, Он все дал нам. И каждый из нас в Таинствах Крещения и Миропомазания получает всю сокровищницу Церкви.

Какой благости и милости Господь нас исполняет! Все влагается в нас и наша задача – постараться это понять, вместить и оправдать. Каждому дается талант. Господь смотрит на силы каждого человека, кто сколько может принести. Так и физические силы человека: один поднимает один вес, другой – другой. Один идет с одной скоростью, другой медленнее. Господь соразмеряет Свои дары с каждым из нас. Но говорить, что Он кого-то чего-то лишил – несправедливо, неправильно. Господь дал каждому из нас Себя во всей полноте. И Дары Святого Духа, самые высокие, излил на нас во всей полноте. От нас зависит – оправдать это дарование, возрастить его и вернуть Господу при расчетах. У кого сколько сил есть, кто два таланта, кто пять, кто десять. Или если говорить о посеянных семенах – кто тридцать, кто шестьдесят, кто сто. Кто сколько сможет принести. Это задача каждого из нас. Если мы посмотрим на плодоношение апостолов, которые исполнились Духом Святым в день Пятидесятницы, то они принесли тысячекратный, миллионный плод, поскольку все мы их трудами находимся в лоне Церкви и имеем возможность спасаться. Это мы должны ценить больше всего, больше самой жизни, поскольку вся полнота истины, вся полнота Откровения пребывает в Православной Церкви, и нет больше никакой религиозной доктрины, никакого иного имени под небом, которым нам возможно было бы спастись, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа. Сам апостол любви говорит прямо: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1Ин.2,22).

Это нужно ясно понимать. И когда идут разговоры, что кто-то может уязвиться оттого, что мы скажем, что только наша вера истинная, на это не надо обращать внимания. Апостолы кровь пролили за утверждение, что истина пребывает только и исключительно в Православной Церкви. Это вера отеческая, эта вера православная, это вера, которая спасает весь мир. Мы в день Пятидесятницы делимся друг с другом радостью, что удостоены Господом, избраны Им и призваны в этот свет великой истины. Будем это хранить, передавать нашим детям, соблюдать эту истину неповрежденной, потому что это самое главное сокровище, которое Господь преподал нам! Он преподал нам Самого Себя, ибо Иисус Христос есть воплощенная Истина.

Да пребудет на вас благодать Духа Святого, которая независтно изливается на любого человека, кто бы ни желал ее принять! Лишь бы сердце наше готово было к этому».