В ПРАЗДНИК СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО АРХИЕПИСКОП ГЕРАСИМ ВОЗГЛАВИЛ ЛИТУРГИЮ В ХРАМЕ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

16 февраля 2024 года, в день памяти равноапостольного Николая, архиепископа Японского, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в храме равноапостольного князя Владимира исторической архиерейской резиденции г. Владикавказа.

Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь храма равноапостольного князя Владимира иерей Димитрий Кондратьев, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирик храма равноапостольного князя Владимира иеромонах Нектарий (Монахов), клирики кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Нектарий (Монахов).

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:

«Сегодня, на второй день праздника Сретения Господня, мы вновь собрались в храме, чтобы почтить память великого угодника Божия, который жил совсем недавно – святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского. 3(16) февраля 1912 года он скончался в больнице апостола Луки в Токио. Прожил он в Японии более 50 лет. Фактически, вся его жизнь, с юности, с 23-летнего возраста, прошла вне пределов России, всего дважды он приезжал на Родину и сам отмечал, что, конечно, скучает по России, тянется в Россию, но, побыв здесь, должен возвращаться к своему делу, потому что уже там, где дело его, там и душа его. Он всегда оставался патриотом Русской земли, очень скорбел в годы русско-японской войны. В своих дневниках он отмечает, как ему было горько и печально слышать об атаке на нашу эскадру в Порт-Артуре, на одном из кораблей которой погиб его друг, которого он знал еще гардемарином, адмирал Макаров. Святой Николай никогда не изменял своей любви к Родине, но, тем не менее, то делание, на которое он был послан в страну чужую, иноплеменную, воспринял как зов Божий и никогда этому призванию не изменял. Он говорил: «Мои японцы» – и здесь не было никакого лукавства. Это тоже стал его народ, как и народ русский. Святой Николай стал тем человеком, который, по словам одного современного исследователя, перебросил мост через Японское море, стал тем великаном, который соединил две страны.

К сожалению, история приносила нам мало радости в контактах со Страной восходящего солнца, две войны, и сейчас мы переживаем очень резкое охлаждение отношений. Практически, отношения разорваны, разве что остались еще некоторые дипломатические формальности. Поэтому, без всякого преувеличения можно сказать, что то, что связывает нас до сих пор с Японией, – это имя святого Николая Японского. Это последняя нить, которая осталась. Зиждется она на единстве веры, потому что святой Николай в никогда не занимался политическими интригами, в отличие от инославных проповедников, не строил козней, не участвовал в дипломатической игре. Более того, он отсекал вещи, которые, может быть, были по-человечески необходимыми, но мешали делу проповеди, да и сил и средств у него не оставалось. Глядя на сегодняшнее состояние христианства в Японии, мы говорим: «У католиков и протестантов есть больницы, университеты, а почему у нас, православных, ничего нет?» Потому что святой Николай все внимание обращал именно на проповедь, чтобы вера Христова утвердилась в японском народе. В этом была его великая мечта, что, может быть, по примеру равноапостольного великого князя Владимира, и японский император примет Православие. Это была очень амбициозная мечта, но, тем не менее, святой Николай жил мыслью, что он должен просветить эту страну, сидящую «во тьме и сени смертной» (Ис.9,1), светом Христовым.

«Один в поле не воин», – говорит пословица. Святой Николай был, по большей части, один, мало было у него помощников, но тот титанический труд, который он подъял, и то, что он сделал, – останется в веках. По милости Божией, потомки не забывают его подвиги. Сегодня, в день его памяти, состоится презентация его трудов в Императорском Православном Палестинском Обществе, в Москве. Слава Богу, переиздаются его дневники. Это главный источник, из которого мы узнаем о его жизни, о том, как он проводил свое время повседневно, о том, как часто ему было очень трудно, больно и одиноко, но и о том, что он никогда не изменял Христу. Даже в минуты уныния, которые его посещали, в часы расстройства и раздражения, когда он гневался и на себя, и на то, что дело не так идет, как хотелось бы, он всегда оставался верен Христу. Если в дневнике он делал заметку, что сегодня был в мрачном расположении духа, то на другой день писал, что надо бодриться и надеяться на Бога, Который не посрамит наши надежды. Однажды он записал в дневнике удивительную вещь, ободряя себя и оставляя пример того, как мы должны вести себя в то время, когда уныние нас посещает. Он задается вопросом: «Если бы тебе сказали: «Смог бы ты вытерпеть за Христа три секунды самых лютых мучений? Неужели бы ты не согласился, всего три секунды?» Кончено бы, согласился. А если мучения немного разбавили и сказали бы, что три минуты? Согласился бы. А три часа, три недели, три месяца, три года, если бы все это разбавлялось? А тридцать лет смог бы, чтобы эти мучения стали просто тем, что мы называем житейскими трудностями? Смог бы, конечно, так не стоит роптать, что же я ропщу? Надо взяться за дело и терпеть».

И он терпел. Это терпение дало такой великий плод, что до сих пор мы говорим, что это самая успешная заграничная Миссия Русской Православной Церкви из когда-либо бывших. Нигде Православие так прочно не укоренилось, как в Японии, как его ни пытались корчевать. Отношения с Японией всегда были непростыми, и в угаре милитаризма там тоже делали всякие заявления, и православные люди в том числе, что у нас должна быть национальная Церковь, что нам эти русские! Несмотря ни на что, ни на какие политические ветры, Церковь в Японии основана святым Николаем на Камне, Который никогда не будет подвержен колебаниям, – на Христе. Это было оценено всеми людьми, которые к нему имели отношение – и русским императором, и японским императором, и теми, кто исследуют его жизнь и труды. Все отмечают, что это человек очень цельный, подлинно равноапостол. Мы видим адамантову крепость апостолов, которые не смущались ничем, шли на смерть и муки. Святой Николай был готов к этому. Но Господь судил ему почить в больнице. Последние годы он тяжко болел, но никогда, до последних дней, не оставлял своих трудов. Вся его мысль была со Христом: что оставить в наследство, какие книги нужно перевести, нужно создать иконописную школу, построить монастырь. Последние записи датируются неделей до смерти. У него была тяжелая астма, он не мог уже лежать и сидел, но даже тогда он эти заметки делал, потому что все его существо, сердце, ум и мысль, по заповеди Христовой, были с Богом.

Очень дорого, что он оставил нам свидетельства своих трудов. Нет, к сожалению, дневников апостола Павла, которые рассказывали бы нам о нем, только из его посланий мы можем почерпнуть подобную информацию. Из житий других апостолов мы тоже не знаем, как они проводили свою повседневную жизнь. А святой Николай написал, как на самом деле живется апостолу, легко ли? Очень тяжело и зачастую больно. Цельность, мужество – это то, чему мы можем у него поучиться. И в нашей жизни бывают, разумеется, и уныние, и колебания, и сомнения. Но если мы христиане, то вот пример ближайший к нам! Совсем недавно он жил, скончался в прошлом веке. И, назидаясь его примером, постараемся усвоить то, что для нас наиболее важно. Не все мы заговорим на других языках, не всех пошлют в другую страну, но исповедание Христово на том месте, где мы живем, здесь, в Осетии, оно важно. И мы должны быть такими же твердыми и цельными, как святой Николай. Это подлинно христианское звание. Такая цельность и верность – это подлинно христианские качества.

Дай Бог, чтобы и мы почерпнули и научились от святого Николая этим качествам. Помолимся ему, чтобы он, предстоя сейчас перед Престолом Божиим и полностью исполнив свои труды, почив от трудов своих, теперь подъял новый труд помолиться и о нас, чтобы Господь дал нам сил так же верно и честно нести свое христианское звание, как нес он!»