В прощенное воскресенье архиепископ Герасим совершил литургию в свято-георгиевском кафедральном соборе

26 февраля 2023 года, в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском Кафедральном соборе г. Владикавказа. Его Высокопреосвященству сослужило духовенство собора.
В архипастырском слове архиепископ Герасим напомнил о смысле наступающего поста как времени обретения духовных ценностей, воздержания не столько от пищи, сколько от греховных дел:
«В сегодняшний воскресный день мы вспоминаем Адамово изгнание. Некогда, в древние времена, произошло событие, которое определило во многом всю историю человечества – падение Адама. Он усомнился в любви Божией, решил сделать все сам… Вот это самоделание привело к тому, что человек ниспал с того состояния, в котором был создан. Утратил бессмертие, обрел болезни, впал в грех и из Эдемского сада был изгнан на эту землю, на которой мы, потомки Адама, по сей день живем. Проходили тысячелетия, люди жаждали освобождения, возвращения из этого изгнания к своему вечному дому. Но самим это сделать было невозможно, поскольку вход в Эдемский сад был закрыт: ангел с вращающимся оружием был поставлен хранителем этого входа. Войти в Рай было невозможно, пока не пришел Христос-Мессия, которого ожидало все человечество.
Наконец, приходит Христос, врата Эдемские открываются, и первый, кто в них входит, - благоразумный разбойник – человек, который много согрешил, но исповедал Христа истинным Богом и просил в последние минуты своей жизни помянуть его во Царствии Небесном. Господь обещал ему: ныне же будешь со Мною в Раю. Таким образом, вновь двери Рая открыты, но путь в Рай сложен, потому что, живя в изгнании мы слишком привыкли к нему, сроднились с ним. Мы забываем, что есть нечто большее, к чему человек призван, забываем о том доме, который построен для человека Богом. Господь пришел напомнить нам об этом. И вот, один из путей, который человек должен пройти, чтобы вернуться из изгнания в подлинно принадлежащий ему дом, — это путь поста, молитвы и аскетического делания. Именно поэтому, наверное, Церковь нам накануне вступления в Великий пост и напоминает о том, что у нас есть другой дом. И апостол Павел в сегодняшнем чтении тоже ясно говорит об этом: ночь прошла, день же приблизился. Какой день? Вечный день Царствия Христова. Христова Пасха, Воскресение, победа жизни над смертью.
Но чтобы приобщиться к этим плодам победы Христовой, нам предстоит потрудиться над самими собой. Вот к этому и призван человек, вступающий в поприще поста. Так как ничто нечистое не войдет в дом Божий. И нам предстоит очиститься, поститься не только телесно, а постом, приятным и благоугодным Господу. А это прощение своих ближних, милостыня, забота друг о друге, попрание тех грехов, которые в нас произросли: гордость, пересуды, объедение, пьянство, уныние, малодушие… От всех этих грехов нам надо избавиться, чтобы войти в Царствие Божие чистыми, чтобы обрести ту брачную одежду, которую Господь нам заповедал носить. Мы призваны к тому, чтобы наследовать Царство! Так будем же достойны этого наследия!
Ежегодный Великий пост – это такое особенное поприще, когда мы отдаем как бы десятину Богу, поскольку сорокадневный пост – это примерно десятая часть года. Поэтому, будем меньше думать о себе, а больше о ближнем и о Боге. Поэтому, вступая в пост, мы совершаем чин прощения. Сегодня мы просим друг у друга прощения, молитв, чтобы, укрепляя друг друга молитвами и любовью, всем вместе прийти ко Христу и быть единым стадом, единой семьей, которая окружает Главу нашего спасения – Господа нашего Иисуса Христа!».
По окончании Литургии архиерей испросил у паствы прощения и благословил прихожан.