В пятницу 1-й седмицы Великого поста архиепископ Герасим возглавил Литургию Преждеосвященных Даров в Покровской церкви

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Владикавказа.

Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца и Покровской церкви г. Владикавказа.

Богослужебные песнопения исполнил хор Покровского храма под руководством регента Златы Фенченко.

Проповедь перед причастием произнес иерей Виктор Мельник.

По заамвонной молитве был совершен молебный канон вмч. Феодору Тирону и освящение колива.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Мы с вами сделали первые шаги на поприще Великого поста, прошли первую седмицу. Нам еще предстоят великопостные труды, впереди будут и Неделя Крестопоклонная, и Благовещение. Все это особые вехи на пути к Пасхе. На этом пути не стоит унывать. Как бодро мы начали, так и должны следовать дальше. Пост имеет большое значение в укреплении наших душевных сил. Главный смысл и Великого поста, и всей христианской жизни в угождении Богу, искании правды Божией. Не своей правды, не своего «я» везде и во всем. Человек – существо, которое призвано взирать на Бога и вместе с ним всю жизнь пребывать. Свою волю необходимо согласовать с волей Божией. Тогда человеческий разум обретает подлинный смысл и сердце наполняется особенными чувствами, когда человек с Богом. А когда человек без Бога, то это пустое существо, которое гордится, кичится, мнит себя кем-то. Но когда приходит час разлучения души от тела, этот человек, сколько бы он при жизни ни обманывал других и ни показывал себя чем-то великим, осознает, что он – ничто.

В кондаке канона преподобного Андрея Критского мы поем: «Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися». Мы, как христиане, не должны закончить жизнь в том состоянии, чтобы перед смертью испытывать смущение. Мы должны в предназначенный час с радостью предать души свои в руку Божию, чтобы эта встреча была радостной, а не ужасающей нас той мыслью, что я прожил свою жизнь, как будто Бога нет. Но вот эти двери открываются, я предстану пред Лицом Божиим, и мне предстоит дать ответ, что же я делал. И я в смущении, потому что не знаю, что я делал. Я вообще не понимаю, зачем делал то, что делал? Я построил дом, стяжал имущество, достиг каких-то высот в своем служебном положении, стал кем-то великим, а перед Тобой, Боже, оказывается все это неважным и незначительным. «Сын мой, отдай сердце твое Мне» (Притч.23,26)  ̶  говорит Господь. А чем сердце наполнится? Ведь много раз и в Священном Писании говорится: «От избытка сердца говорят уста» (Мф.12,43).

Давайте оценим, о чем мы говорим в течение дня? О чем-то важном, о любви, о Боге, о заповедях, о Евангелии? Нет конечно. У нас новости, пересуды, сплетни, все мы это вспоминаем, перетираем многократно. И это свидетельство того, чем наше сердце наполнено? Газетными новостями и сплетнями о соседях? Не дай Бог никому в таком состоянии прийти к Богу!

Преподобный Силуан Афонский много говорил о Боге, и говорил при этом: «Я говорю о Боге не потому, что я болтун, а потому, что не могу молчать о Боге, мое сердце наполнено Богом, потому что для меня это самое главное». Вот в каком состоянии мы должны с вами пребывать! Великий пост наполнен обильным чтением ветхозаветных текстов. А на последней седмице, а кто в силах, тот и раньше, читайте Евангелие. Перед Пасхой обязательно нужно прочитать все Четвероевангелие, напомнить себе, для кого и для чего Христос приходил. А приходил Он ради нас всех. Не только ради тех иудеев и самарян, которые жили тогда, которые приходили тогда на землю Палестины. Ради каждого из нас, потому что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13,8). Христос никуда не уходит, Он здесь, с нами. И когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, мы имеем возможность вновь соединиться со Христом. Это соединение ничем не меньше, чем участие апостолов в Тайной Вечере. Христос Тот же. Он говорит: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28,20). Телесно Он отлучился от нас, но духовно пребывает всегда здесь. И если мы этого не замечаем, и живем так, как будто Христа в этом мире нет, то горе нам! Да не будет сего!

Сегодня память сорока мучеников Севастийских. Эти люди были воинами. Их подразделение было расквартировано в Севастии. Настолько они были благочестивы, что все были друг с другом как братья, и это братство скреплялось любовью ко Христу. И когда пришел час исповедания, почти никто из них не отрекся. Один только проявил малодушие, но тут же был восполнен лик сорока мучеников. Что их подвигло так жить, что они готовы были принять лютую смерть в озере Севастийском? Любовь ко Христу. Дай Бог, чтобы и в нашем сердце обильно эта любовь внедрялась! Поэтому положим, как поется сегодня, «хранение устом» нашим и «дверь ограждения о устах» (Пс.140,3) наших!» Будем поменьше говорить и больше делать! Будем побольше молиться, и молиться сердцем, потому что Отец наш Небесный, видя тайную молитву нашу, воздаст нам явно!

Все это в Евангелии изложено, обо всем этом сказано, поэтому назидайтесь Евангелием, питайтесь обильно словом Божиим, чтобы оно никогда на проходило просто мимо, и день не проходил без чтения хотя бы нескольких строчек Евангелия! Даже психологи говорят, что больше всего мы любим то, что постоянно у нас перед глазами. А что от нас отдаляется, то постепенно забывается. Если Евангелие мы благочестиво поцеловали, положили на полочку, и оно там пылью покрывается, то какая же любовь и какое же слово Божие в нас внедрится? Не будет этого. Преподобный Макарий Египетский однажды сказал очень хорошо: «Часто затевают даже благочестивую беседу, чтобы сказать что-то хорошее и интересное, но если это не из сердца исходит и нашим опытом не пережито, то эти слова вернутся в книги». Они в книге и будут жить.

Мы должны жить по-христиански, исполнять заповеди делом, словом, помышлением, стремиться к тому, чтобы быть в полноте христианами. Не только на службе, но и в обычной жизни. И даже, наверное, это важнее, чтобы в жизни мы в повседневных поступках были христианами, потому что люди смотрят не на то, как мы стоим в церкви, мужественно, бодро и даже с ноги на ногу не переминаемся. А смотрят, как мы ведем себя на работе, службе, в школе, в детском саду. И оказывается, мы здесь хорошие, благочестивые, кланяемся, молимся. Но только вышли за порог, и кто мы? Не очень понятно. Поэтому все должно быть у нас гармонично, целостно, чтобы мы были христианами от подъема, когда просыпаемся и первыми словами должны быть «слава Тебе, Господи!» или «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» А когда глаза закрываем, должны говорить: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой!» И чтобы в промежутке между этими словами жизнь наша была христианской.

Давайте же бодро и мужественно, как мы этот пост начали, так его и проведем! И Господь, глядя на нас и видя, что мы старались, готовясь к Пасхе, слово Божие поселить в нас как семечко в сердце, и оно дало какой-то росточек, видя эти зеленые листья нашей христианской веры, обрадуется и благословит нас».