В среду второй седмицы Великого поста архиепископ Герасим возглавил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святого князя Владимира

27 марта 2024 года, в среду 2-й седмицы Великого поста, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме равноапостольного князя Владимира г. Владикавказа.

Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь храма святого князя Владимира иерей Димитрий Кондратьев, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирик храма святого князя Владимира иеромонах Нектарий (Монахов), клирики кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.

Проповедь перед причастием произнес иерей Димитрий Кондратьев.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Мы совершили сегодня Литургию Преждеосвященных Ларов. Полную литургию в седмичные дня Великого поста совершать не положено, но мы без Святых Таин не можем сделать ничего. Господь ясно говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5). Мы призываем милость Божию, причащаемся, и я рад, что сегодня так много причастников.

К сожалению, часто бывает, что после говения на первой седмице, мы после вхождения нашего пощения в известную колею начинаем себе делать различные послабления. Будем стараться пост держать ровно и равномерно до самой Страстной седмицы, до Пасхи, потому что это очень важно. Любая человеческая практика нуждается в некоей регулярности и даже рутинности. Говорят, что если человек три недели что-то делает, то потом это становится уже привычкой, и делать это все легче и легче. Поэтому потрудимся Великом постом, чтобы он стал не просто привычкой, но чтобы наша душа освоилась с этим состоянием.

Когда мы призываем в молитве преподобного Ефрема Сирина помощь, мы молимся каждый раз: «Господи и Владыко живота моего!» Отгони от нас дух праздности, безделья, любоначалия, празднословия, желание командовать болтать. А что же просим дать нам? «Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви». Целомудрие понимается святыми отцами шире, чем чистота телесная. Целомудрие требуется и от души, от зрения, от сердца и от всех наших поступков, потому что целомудрие – это цельная мудрость. Человек становится мудрым во всех отношениях, и по душе, и по телу, не позволяет себе дерзких поступков, не позволяет вести себя вызывающе. Он очень сдержан, спокоен и обладает душевным миром. А где мир, там и благодать Божия.

В молитве святого Ефрема Сирина мы просим, чтобы Господь избавил нас и еще от одного, к сожалению, распространенного греха: «Даруй мне видеть свои согрешения и не осуждать брата моего». Мы часто, как сказано в Евангелии, замечаем соринку в глазу брата, а что в нашем глазу делается – не замечаем. Эту немощь человеческой природы мы стараемся преодолеть Великим постом. Пост – замечательное время для упражнения в доброделании, чтобы мы стяжали те качества, которых нам не хватает в жизни, но которые нас делают подлинными христианами. А негативные поступки, страсти и грехи, которые мешают приближаться к Богу, лишают нас дерзновения в молитве. Каждый из нас чувствует, что когда мы ведем себя неправильно, грешим, то нам стыдно стоять перед иконами, смотреть в глаза Богу, смотреть на иконы Пресвятой Богородицы и святых. Мы чувствуем в их глазах невольный укор: «Как же так? Ты должен жить по-христиански, свято. А что ты делаешь?» И страсти осуждения, празднословия лишают нас самого главного – дерзновения перед Богом. Мы стараемся это дерзновение себе вернуть, чтобы ко времени Пасхи могли сказать Господу: «Ты повелел принести Тебе в виде Великого поста десятину, я это сделал. Прими, что я по немощи своей смог сделать, и прости мне грехи вольные и невольные. Чем мог, я телесно потрудился, но как человек понимаю, что не все исполняю. Где-то погрешаю, расслабеваю. Помоги мне и прими этот дар». Если мы с таким настроением к Пасхе придем, то Господь это примет, и тогда Пасха для нас будет вдвойне радостной. Не просто потому что это радостный светлый праздник и святая ночь, но и потому что мы понимаем, что на шаг или несколько, кто как, стали ближе ко Христу. А если мы ближе ко Христу, то мы ближе и ко всем нашим близким. Преподобный авва Дорофей однажды нарисовал такую схему. Представьте себе круг. Центр круга – Господь, а мы – точки, которые с окружности по радиусам двигаются постепенно к центру. Чем ближе мы становимся к центру, тем ближе становимся друг к другу. И наоборот, чем больше мы забываем собственное «я» и помогаем ближним, тем ближе становимся к Богу. Это взаимосвязанные вещи. Думаю, что если мы себе на память будем подобные вещи приводить, то это подскажет нам, как жить по-христиански. Может, это будет какая-то цитата из святых отцов. Вспомним, что преподобная Мария Египетская услышала только одну фразу и ушла за Иордан, всю жизнь посвятив покаянию. Так и мы. Какое-то слово из Евангелия или Ветхого Завета, которые мы читаем обильно во дни Великого поста, какое-то слово псалмопевца Давида поможет нам хранить это важное и очень нужное настроение.

Потрудимся немного, и радость наша, когда мы этот труд принесем Господу, будет велика».