13 апреля 2024 года, в субботу 4-ю Великого поста, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную литургию и панихиду в храме равноапостольного князя Владимира г. Владикавказа.
Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь храма равноапостольного князя Владимира иерей Димитрий Кондратьев, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирик храма равноапостольного князя Владимира иеромонах Нектарий (Монахов), клирики кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа диаконы Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.
Проповедь перед причастием произнес иеромонах Нектарий.
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.
По окончании Божественной литургии архиепископ Герасим совершил панихиду по усопшим, после которой обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:
«Сегодня, как и всегда на поминальных службах, мы слышим песнопение: «Воистину суета всяческая, житие же сень и соние, ибо всуе мятется всяк земнородный». Много веков исполняется оно, звучит на разных языках, но смысл его один и тот же. Действительно, жизнь наша – это «суета сует» (Еклл.3,5), как бы тень и сон. И каждый, рожденный на земле, напрасно находится в смятении, потому что все мы «в землю отъидем». В ту землю, из которой сотворен наш праотец Адам, в нее и возвратимся. И может, когда мы слышим это песнопение, у нас появляется мысль: «Неужели настолько пессимистично мировоззрение христианское, что мы о нашей радостной и прекрасной жизни только так и должны размышлять, что наша радостная и прекрасная жизнь – это сон, суета сует, а впереди нас ждет гроб». Неужели ничего радостного и прекрасного мы об этой жизни помышлять не должны?
На самом деле, это песнопение описывает наше состояние, когда мы находимся во грехе и коснеем в нем. Действительно, греховное смятение не имеет никакого смысла. Стремление к власти – если оно связано с тем, что мы идем по головам ближних. Стремление к богатству – если оно связано с тем, что мы обираем нищих. Стремление к славе, если оно связано с тем, что мы презираем убогих, глумимся над людьми. Именно в таком случае все это не имеет никакого смысла. Но мы, как православные христиане, должны понимать, что мы не манихеи, не буддисты, которые считают, что этот мир – ничто, иллюзия. Если бы мир был ничем и ничего не значил, то зачем тогда Христос туда приходил? Если человек – это просто прах и пепел, то зачем же Христос принял на себя нашу плоть, вочеловечился? Значит, Господь о человеке мыслит очень высоко, и не считает, что все, что в мире – напрасно. Если бы мы так считали, то пребывали в страшном заблуждении.
Господь сотворил мир, как прекрасное место обитания человека, как райский сад. Но человек сам превратил рай в землю, которая вместо добрых плодов производит только сорняки – «терния и волчцы» (Быт.3,18). Именно в этом состоянии мы по большей части и пребываем, именно о нем печалится святой песнопевец, когда восклицает: «Воистину суета всяческая». Почему же это состояние, по большей части, присуще нам и мы, действительно, многое делаем «всуе»? Происходит это из древних времен, с грехопадения Адама. Началось оно с самого главного греха, который, к сожалению, поражает всех: от младенцев до стариков – с греха непослушания.
Все мы с детства слышим и сами детям говорим: «Ты должен быть послушным родителям». Но в действительности, как сладко непослушание! Как сладко нарушить то, что говорят мне папа и мама! Как приятно сделать противоположное тому, что я должен делать по службе! Как интересно нарушить волю архиерея, обмануть его, считая, что он ничего не понимает! В таком состоянии пребывал Адам в раю, когда змей сказал ему через Еву: «Будете, как боги» (Быт.3,5). Как это здорово! Нам повелел Бог хранить заповедь, а мы можем сразу стать как боги. Раз родителей не послушаюсь, и стану как бог. Раз – и я уже умнее архиерея, начальника. Но как обычно это заканчивается? Если сразу ребенка не изобличили, то он коснеет в этом грехе. Если сразу не пресекли непослушание, то человек приходит в состояние ожесточения. И мы должны понимать, что непослушание – корень всех прочих грехов, потому что от его ожесточения приходит дерзость, а от нее с сердце человека поселяется сатанинская гордыня, когда считают себя выше всех. Этого не должно быть с нами. Если сердце поражено этими отраслями греха, и мы их не корчуем и не вырываем корни греха, то приходим в состояние, когда вся наша жизнь – «суета сует», потому что все, что мы делаем, противоречит замыслу Бога о нас. Противоречит тому, что родители хотели бы видеть в нас, что начальник хотел бы видеть в нас на работе, и тому, что архиерей хотел бы сказать и преподать своей пастве.
Человек делает все это вопреки воле Божией. А если так, то мы в конце концов приходим к крушению всех наших надежд и чаяний, потому что к концу жизни приходим в такое состояние, что несмотря на то, что работали всю жизнь, но волю Божию не исполняли. И Господь таким людям не скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство» (Мф.26,34). Им Он скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф.26,41). Не дай Бог никому в это состояние прийти! Поэтому если возникает сомнение и желание нарушить обет, завет, повеление, надо внимательнее испытать свое сердце: кто нам говорит в этот момент, откуда такой голос раздается? Согласно то, что мы хотим сделать, с тем, что сказано в Евангелии, с волей Божией? Если не согласно, то нужно сказать со Христом: «Отойди от меня, сатана!» (Мф.4,10). Не нужно слушать этих лукавых советов.
К сожалению, недавно в нашу Республику приехала группа людей, которые под очень благочестивым предлогом привезли сюда икону страстотерпца царя Николая и рассказывали всем, что они спасают Русь. Нашлось немало простодушных людей, которые им поверили. Действительно, «отец лжи» (Ин.8,44) сатана никогда не говорит исключительно ложь, но всегда разбавляет ее долей правды. Как мы, когда микстуру ребенку даем, стараемся разбавить ее сиропом. Такой сироп подает нам и сатана: «Нарушь послушание! Не благословил архиерей – но я же умнее архиерея. Я же знаю, что вот она – правда. Я исполню свою волю, и тем самым сделаю доброе дело». А что потом происходит? Только смущение, раскол и разделение.
Мы должны быть все вместе. Если есть какое-то благословение Святейшего Патриарха, правящего архиерея, то нужно выполнять это благословение. Стоящему на более высокой кафедре человеку может быть чуть дальше видно, чем тем, кто стоит на ступеньку ниже. Человек, поставленный на кафедру, несет гораздо большую ответственность, потому что ему больше известно. И если нет благословения, то под каким-бы благовидным предлогом сатана ни внушал мысль, что нужно поступить по-своему, делать этого не надо. Иначе мы повторяем тот же самый грех Адамов. Сколько можно это делать? Нужно остановиться, проявить послушание. Послушаться совета доброго и последовать по воле Божией. И тогда благо будет, и не будет никакого смущения. И тогда «будет едино стадо и един Пастырь» (Ин.10,17). А Пастырь наш – Христос. А если мы слушаем завывания лукавых волков, которые нас пытаются отлучить от стада Христова, то простодушная овца будет растерзана. Не будет ей уже никакого спасения, и никто ей помочь не сможет.
Это очень важно нам помнить сейчас, в дни, когда очень много смущений и искушений. Время очень сложное, потому что очень много голосов раздается. И сегодня мы в евангельском чтении слышим, как Господь говорит человеку, у которого язык был связан: «Еффафа, то есть: отверзись» (Мк.7,34). А сейчас нам приходится говорить совсем противоположные слова, чтобы у многих, кто нас смущает, рты закрылись, а наши уши слышали только слово Божие и советы своих духовников. Очень важно хранить себя. Очень много лукавства в наше время. И поэтому нужно быть очень внимательным. Если что-то непонятно, то обязательно нужно обращаться за советом к архиерею и своему духовнику. И если вы видите, что даже ваш священник говорит вам такие вещи, которые находятся вне согласия с волей архиерея, не надо слушать священника в таком случае. Потому что в этом случает священник нарушает свою священническую присягу и делает то, что не должен делать. Поэтому «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10,16)».