В Вербное воскресение архиепископ Герасим возглавил Литургию в кафедральном соборе

28 апреля 2024 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей возглавил в кафедральном соборе всенощное бдение с освящением верб.

Архиепископу Герасиму сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора – иерей Даниил Булатников, диаконы Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.

По окончании Божественной литургии правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Господь после величайшего из сотворенного Им чудес – воскрешения праведного Лазаря – входит в Иерусалим. Слух о воскрешении четверодневного мертвеца быстро разнесся по городу, и люди признали в пророке из галилейского города Назарета долгожданного Мессию. Они выходят навстречу Ему, кричат «осанна!», «благословен Грядый во имя Господне Сын Давидов!». Все эти мессианские наименования они прилагают к Иисусу, Который въезжает на осленке в Иерусалим. Казалось бы, наконец-то сбываются чаяния Израиля. Наконец, Тот, Которого ждали столько веков, приходит. Народ приходит в радость, сейчас все в одно мгновение изменится, потому что пришел Мессия, исчезнет ненавистная римская власть. Но этого не происходит, римские власти остаются на месте. Христос только изгоняет торгующих из храма и уходит обратно на гору Елеонскую. И для кого-то этот день оказался осуществлением ветхозаветных пророчеств, но для большинства иудейского народа он остался днем страшного разочарования, потому что в лице Мессии они ожидали нового Иуду Маккавея, полководца, одаренного гениальными способностями, который боролся с иноземной властью, восстанавливал величие Израиля. А Иисус разве так может? Он восседает не на боевом коне, а на осленке, не сжигает Своим повелением преторию, а только торгующих изгоняет из храма, не чинит в городе никакого насилия, как поступил бы любой царь. Если земной царь приходит и восстанавливает свое величие в покоренном городе, то в первую очередь он истребляет врагов, вплоть до младенцев: «Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» (Пс.136,9). Эта «дочь Вавилона» (Пс.136,8) владеет сейчас Иерусалимом, но почему Мессия силой не свергает это владычество? Почему Он ничего не предпринимает? И люди, которые ожидают военного переворота, царя, говорят: «Нет, он не царь». Именно этим объясняется та звериная жестокость, с которой синедрион и весь Иерусалим предаст Христа на смертную казнь. Это чувство разочарования. «Ты не оправдал наших надежд, так умри же жестоко!»

Те, кто сегодня кричал Ему «осанна!» через несколько дней будут кричать: «Распни Его!» В истории мира большинство людей так и мыслили пришествие Бога как некоего властного царя, который заставит тех, кто сейчас не с нами, быть с нами, мыслить так, как мы мыслим, верить так, как мы верим. Силой принудит. Мы видим, что в мире достаточно религиозных учений, который так и говорят: «Кто не с нами, то против нас». А Христос говорит не так. Христос призывает жаждущих: «Иди и пей, насыться, ибо вот Я, Кто обетован от создания мира. Я пришел в мир, но никого из вас не заставлю насильно ни любить Меня, ни почитать. Я творю то, что творит Мой Отец, совершаю великие чудеса, исцеляю слепорожденного, кровоточивую, исцеляю мертвых. Вот доказательства Того, Кто должен прийти. Вы имеете глаза и уши, услышьте, увидьте, придите добровольно к Господу. Трапеза уготована, упитанный телец заколот. Что же вы не приходите? Почему вам кажется, что должно быть как-то иначе, не так, как сейчас? Почему вы думаете, что Господь должен прийти в мир в буре, громе и молнии, а не во гласе «хлада тонка» (3Цар.19,11), как пришел Христос?» Это вопрос и испытание для всех нас, поэтому до последнего дня иудеи колеблются между принятием Мессии как военного царя и Того, Кого они видят пред собой, Христа. Они спрашивают: «Кто Ты? Не мучь нас, скажи прямо». И когда, наконец, Господь перед синедрионом засвидетельствовал, что Он есть Тот, Кто должен прийти, Мессия, то вместо того, чтобы сказать: «Наконец, Ты сказал прямо, и мы убедились в этом» ‒ они разодрали свои одежды и сказали: «Он богохульствует» (Мф.26,65).

Вот загадка Христа, и уже два тысячелетия все человечество пребывает в этом состоянии. Кто-то недоумевает, кто-то отвергает, а кто-то идет за Христом. Мы сделали свой выбор, пошли за Христом. Идти за Ним не всегда просто. Жить по-христиански очень тяжело. Хорошо и приятно обличать пороки людей, которые очень далеко, и от которых ты никак не можешь быть зависимым и, тем более, пострадать от них. Но сказать своему ближнему слово исправления, особенно, если это наш начальник, бывает часто очень неловко, неудобно и боязно. Но Христос призывает нас к тому, чтобы правда Божия торжествовала в мире, чтобы не жили мы уже по ветхозаветным заповедям, а по новозаветным. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22,39), – вот величайшая заповедь. Только любовью может быть исправлен мир. Много тысячелетий люди пробуют все методы. Проливается масса крови в попытке установить мировую гармонию, но в результате она до сих пор не состоялась. Льется все больше слез и крови. Но единственный путь, который показал Господь наш Иисус Христос, есть путь, чтобы, наконец, мы обрели мир с Богом и друг с другом. Нет другого пути. Для этого Господь так и входит в Иерусалим, на осленке, в знак того, что в мире торжествует не сила, не боевой вооруженный конь должен нести проповедника, а проповедь Христа совершается в немощи, без насилия, без подчинения своей власти. Только через любовь. И поэтому, казалось бы, всегда мы находимся в мире в заведомо проигрышном положении. Мы себя предлагаем миру как жертву.

Господь нас так и учит, и мы должны себя так вести. Это больно и трудно, но другого пути нет. И пройдя в предстоящие дни вместе со Христом через Его Страсти и Крест к Его Воскресению, задумаемся о том, как сделать так, чтобы вокруг нас было больше радости и счастья? Не этим ли путем? Не через страдания ли, через крест? А крест возложен каждому из нас, и каждый его несет. Это знак того, что мы подъяли иго Христово и вместе с Ним входим в какие-то дни нашей жизни в Иерусалим как триумфаторы, но часто Господь зовет нас с Собой совсем в другие обстоятельства. Когда Ему трудно и больно, тогда Он просит Своих учеников: «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф.26,38). Мы не должны спать в такие моменты, когда Господь зовет нас разделить с Ним тяжесть и скорбь, от страдания мира, от того, что в нем столько насилия, неправды и зла. Кровь Христова льется всякий раз из Его ран, когда убивают невинного человека. На той земле, где Он входил в Иерусалим сейчас безнаказанно, безбоязненно убивают мирных жителей, убивают детей. Те люди, которые когда-то распинали Христа, сейчас говорят: «Мы живем точно так же, как будто бы Его и не было. Мы разбиваем о камень младенцев, только теперь это уже не вавилонские младенцы». И в других местах происходят страшные вещи. Мы слышим об обстрелах Белгорода, Донецка, других городов. Люди, которые были крещены, и матери их не учили злу, теперь проливают невинную кровь.

Раны Христовы кровоточат, и мы должны разделить боль Христа, помочь нуждающимся, поддержать тех, кто в отчаянии, помолиться о нашем мире и стараться исполнять заповеди Божии. Как ни кажется, малым, незначительным наше положение в мире, мы ни президенты, ни министры, но от изъявления воли и сердечного движения каждого из нас зависит, насколько наш мир будет хорошим. Не будем увеличивать зла мира, постараемся, как христиане, вместе с Христом пройти весь путь от Входа в Иерусалим до Голгофы, до Его Гроба, и вместе с Христом воскреснуть в Его Царствии, поскольку Христос нас к этому и призывает. Будем мужественными, пойдем за Христом, куда бы Он нас ни вел!».