Во Владикавказе представили проект росписи и иконостаса Кафедрального собора Георгия Победоносца

В связи с Указом Президента РФ № 480 от 14 октября 2017 г. «О праздновании 1100-летия Крещения Алании» в Северной Осетии запланирован ряд масштабных мероприятий, включая одно из важнейших – роспись Кафедрального собора святого Георгия Победоносца г. Владикавказа. Эта тема стала основной на состоявшейся в канун праздника Крещения встрече архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида и Главы Республики Северная Осетия – Алания Вячеслава Битарова. Под сводами собора Главе республики и членам Правительства – вице-премьерам Ирине Азимовой, Борису Джанаеву и Ахсарбеку Сабаткоеву, был представлен проект капитального ремонта главного храма республики.

Проект разработан за счет привлеченных средств Владикавказской епархии художниками Проектной мастерской ММЦ (московские мастерские церковного искусства). Авторы проекта - Дионисий Иванников, Тимофей Нацвин и Илья Красовский, рассказали собравшимся об основных концептуальных решениях планируемых работ.

По их словам, на сегодняшний день собор св. Георгия во Владикавказе является типичным представителем церковной архитектуры 90-х, где прекрасные конструкторские решения здания соседствуют с полным отсутствием внутренних архитектурных решений – нет сводов, все углы прямые за исключением апсиды. Вследствие этого существуют проблемы с акустикой. В соборе отсутствует система вентиляции, отчего на стенах и потолках скапливается копоть.

Проектом предлагается создать уютный интерьер собора, оставаясь в рамках имеющейся архитектуры, что является довольно сложной задачей, поскольку строение по сути является голым конструктивом. Предлагается рассматривать имеющееся пространство как каркас, которому не хватает архитектурных форм и, не затрагивая конструкций здания, изменить архитектурные пропорции.

Современные строительные материалы позволяют без глобальной перестройки декорировать пространство: создать недостающие своды, придать интерьеру более привычный вид православного храма и решить задачу вентиляции и акустики, а также задать новые членения и гармоничные пропорции интерьера. В проекте сделан упор на использование углепластиковых элементов, которые не дают дополнительной нагрузки на фундамент здания и при этом отвечают поставленным задачам.

Для решения проблемы с вентиляцией к работе над проектом были привлечены научные сотрудники Государственного научно-исследовательского института реставрации, которые предложили ряд рекомендаций для улучшения микроклимата здания.

Разрабатывая проект внутреннего убранства, авторы проекта руководствовались как современными тенденциями христианского искусства, так и традиционными решениями соборов, построенных в Синодальный период. Предлагаемое решение интерьера собора полностью меняет внутреннее пространство при минимальном вмешательстве в существующее здание.

Архиепископ Леонид обратил внимание Вячеслава Битарова на выбранный стиль живописи - гризайль. Фрески будут сделаны в монохромной гамме в сочетании с золотой мозаикой, аналогичной той, которой был украшен храм Софии в Константинополе. Сюжет одной из фресок храма будет посвящен Крещению Алании, что особенно символично в преддверии юбилея. В апсиде храма авторы планируют изобразить Богородицу, взявшую под свою защиту Осетию.

В создании концепции проекта участвовали видные осетинские ученые-историки, в числе которых доктор исторических наук, профессор Р.С. Бзаров, кандидат исторических наук М.Э. Мамиев и другие. Руслан Бзаров отметил тот факт, что роспись собора будет содержать символы, имеющие важное идеологическое значение в истории и культуре Осетии.

- В первую очередь мне хотелось бы поблагодарить власти Северной Осетии за то, что они уделяют нам внимание в столь жизненном и важном вопросе. И тут мы совместными усилиями выполняем распоряжение Президента России о той великой дате, которую нам предстоит всем вместе отпраздновать. Проект уникальный, все секреты раскрывать не будем. На сегодняшний день он проходит проверку в московском патриархате. Хочу лишь отметить то, что мы пишем его на века, - подчеркнул правящий архиерей Владикавказской кафедры.

Вячеслав Битаров с удовлетворением отметил высокий уровень выполненного проекта и высказал мнение, что роспись Кафедрального собора должна в перспективе стать культурной ценностью.

- В ближайшее время необходимо сделать "дорожную карту" и приступить к работам, чтобы в преддверии празднования 1100-летия Крещения Алании храм был расписан и принял тот вид, который он должен был иметь изначально. Благодарю Владыку и всех, кто принял участие в разработке данного проекта. Наша главная задача - реализовать его в дело, - отметил Вячеслав Битаров.

В завершение встречи архиепископ Леонид преподнес в дар главе республики издание Божественной литургии на осетинском языке, перевод которой был сделан совместно учеными и духовенством Осетии. В свою очередь Вячеслав Зелимханович подарил Владыке картину с изображением одного из главных символов Православия в Осетии – Аланского Успенского мужского монастыря.