9 октября 2025 года, во Владикавказе состоялась Международная научно-практическая конференция «Великая Отечественная война и российское общество». 

Форум, посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, развернулся на площадке СОГУ им. К.Л. Хетагурова, объединив ведущих историков, политологов, архивистов и краеведов из девяти субъектов РФ, включая Москву, Санкт-Петербург, Ставрополь, Ростовскую область, Башкортостан, Чечню, Дагестан, Красноярск и Хабаровск, а также представителей национально-культурных обществ, профессорско-преподавательский состав и студентов вуза. Важно, что мероприятие с международным форматом прошло с участием коллег по историческому сообществу из Южной Осетии, Армении, Ирана и Казахстана.

По благословению архиепископа Владикавказского и Аланского Герасима в мероприятии приняли участие иерей Димитрий Кондратьев и заведующий канцелярией управления епархии Феликс Киреев.

В своем выступлении отец Димитрий огласил приветственный адрес правящего архиерея к участникам конференции, котором было сказано:

«Война есть вина, но она есть также и искупление вины», – писал Н.А. Бердяев. Великая Отечественная война – это громадный искупительный подвиг нашего народа, который наполнил совершенно новым содержанием все дальнейшее течение истории и заставил в корне пересмотреть прежние идеологические императивы. Победа в ней явилась, прежде всего, победой духа нашего многонационального народа, ибо дело, за которое он сражался, воистину было правым.

Уже 22 июня 1941 г. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) в своем послании благословил верующих на дело защиты Отечества. С осени 1941 г. прекратились аресты духовенства, из заключения стали освобождаться священнослужители. Религиозным организациям был разрешен сбор средств для фронта, распространение патриотических воззваний, общественная молитва о победе, открыты храмы. Возобновилась издательская деятельность Московской Патриархии, в праздник Пасхи отменялся комендантский час и разрешалось проведение крестных ходов. На оккупированных территориях многие клирики и миряне являлись помощниками партизан и подпольщиков, сотни клириков подверглись арестам и истязаниям, были казнены. В работе комиссий по расследованию злодеяний фашистских захватчиков участвовали иерархи и духовенство РПЦ. Подлинным примером мужества является поведение клира и верующих во время блокады Ленинграда. Десятки священнослужителей были удостоены медалей «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «Партизану Великой Отечественной войны».

Положение на фронтах, широкая патриотическая деятельность духовенства и верующих, стремление нейтрализовать немецкую пропаганду в отношении религиозной ситуации в СССР, желание переменить негативное отношение союзников к церковному курсу советского правительства способствовало изменению религиозной политики. Правительство, разрешив открытие приходов и духовных школ и избрание Патриарха, фактически признало несбыточность планов полного разгрома Церкви и устранения ее из жизни народа. И.В. Сталин высоко оценил патриотическую деятельность РПЦ в годы войны, свидетельством чему стало присутствие Патриарха Алексия I на трибуне Мавзолея во время Парада Победы 24 июня 1945 г. и последующее награждение Патриарха орденом Трудового Красного знамени. Дальнейшая история показала, что пересмотр атеистической государственной доктрины носил временный и ограниченный характер, но даже столь неполное и фрагментарное возрождение многовековых духовно-нравственных традиций стало одним из решающих факторов Великой Победы.

В 1945 году Пасха Христова праздновалась 6 мая, в день памяти святого Георгия Победоносца, и День Победы был воистину пасхальным торжеством, каким он будет для нас всегда.

Желаю участникам нынешней конференции плодотворной работы, конструктивного общения и помощи Божией в служении Отечеству!».