ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

 

После отдания Пасхи наступает 9-дневный период празднования одного из двунадесятых Господских праздников – Вознесения Господня, который всегда совершается в четверг 6-й седмицы по Пасхе.

Событие Вознесения Христа на небо упоминается в трех книгах Нового Завета: Евангелиях от Марка и от Луки и в книге Деяний. При этом в Евангелии от Марка оканчивается всего одной фразой; по сути, сообщается только о самом факте вознесения: «Господь, после беседования с ними вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк.16,19). Более подробный рассказ о Вознесении содержится в обеих книгах апостола Луки – в Евангелии (Лк.24,50-52) и Книге Деяний (1,4-12). Как мы видим, самое подробное повествование о событии праздника дается в Книге Деяний. И только здесь сообщаются такие важные детали как время события – 40-й день по Воскресении, и место – гора Елеонская.

Господь Иисус Христос на 40-й день после Своего Воскресения собрал всех апостолов на горе Елеонской, произнес последнее напутственное слово, повелев им не уходить из Иерусалима, но ждать в этом городе сошествия Святого Духа («вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» ‒ Деян.1,5). Это обетование, кроме того, что содержало сообщение о следующем событии в истории Божественного домостроительства, еще и ободряло: ученики видимым образом расставались со своим Господом и Учителем, но грусть расставания смягчалась радостным ожиданием «иного Утешителя». После этой беседы с апостолами Господь «подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк.24,50-51). В Книге Деяний добавляется еще одна подробность: «облако взяло Его из вида их» (Деян.1,9). Облако здесь явилось как напоминание апостолам о ветхозаветных богоявлениях, когда Господь неоднократно являлся Моисею и израильтянам в облаке. По мысли святителя Иоанна Златоуста, облако могло служить и «знаком, что Он вознесся на небо». Господь возносится на небо, и облако закрывает Его, удостоверяя, что Вознесение совершилось и врата небесные, приняв Христа, как бы закрылись. Кроме того, толкователи обращают внимание на то, что облако закрывает Христа от глаз апостолов, не давая им возможности увидеть окончание Вознесения на небо. И здесь возникает интересная параллель (даже зеркальное отражение) с воскресением Христа: «Воскресения они увидели конец, но не видели начала; а Вознесения увидели начало, но не видели конца» (свт. Иоанн Златоуст).

Апостолы какое-то время смотрели на небо, куда поднялся их Господь. Возможно, они пребывали в оцепенении, может, были проникнуты восхищением: «Апостолы, пораженные величием совершившегося пред их очами, вероятно, долго стояли неподвижно, безмолвно, вперивши свои взоры на небо вслед за удалявшимся Господом… Несомненно, в душах апостолов возникали тогда многоразличные чувства, их коих одним из первых было сожаление о разлуке с Христом. Может быть, им и самим желалось последовать на небо за Иисусом Христом» (Епископ Никанор (Каменский)). Их молчание было прервано явлением Ангелов, которые сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1,11). В этих словах следует видеть не только упрек, но и утешение, и намерение переключить внимание апостолов с созерцания впечатляющего зрелища на слова, которые перед этим говорил им Христос (о том, что им нужно вернуться в Иерусалим, где ждать сошествия Святого Духа, после чего отправиться на проповедь Евангелия «до концов земли»). Кроме того, в содержании слов Ангелов заключены две важные истины: сообщение о вознесении как факте действительном и совершившемся, а также обетование о Втором пришествии Христа (фактически оно является напоминанием евангельских слов о внезапности пришествия Христа во славе).

После этих слов апостолы «возвратились в Иерусалим с великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк.24,52-53).

Известно, что Пасха является самым ранним праздником годичного круга; точно так же все три подвижных Господских праздника появились достаточно рано в силу того, что они связаны с датой Пасхи. На раннем этапе (III-IV вв.) воспоминание о событии Вознесения Господня входило в состав праздника Пятидесятницы. Сама Пятидесятница как праздник появляется в III веке. С уверенностью можно говорить о том, что к концу IV – началу V века Вознесение Господне уже существовало как отдельный праздник, наряду со Входом Господним в Иерусалим и Пятидесятницей.

Догматисты, говоря о значении Вознесения Спасителя в деле искупления рода человеческого, выделяют три аспекта. Во-первых, искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровью в небесное святилище. Во-вторых, во Христе достигается цель, для которой была предназначена человеческая природа. Человеческая плоть, прославленная и обоженная, взошла на небо и сделалась причастной вечной славы, величия и власти Сына Божия. В-третьих, Своим Вознесением Господь открыл путь на небеса в блаженное жилище всем, уверовавшим в Него. Он дает им возможность быть там же, где пребывает по Вознесении Он Сам.

 

Ключарь кафедрального собора Георгия Победоносца иерей Димитрий Кондратьев