В первый день Великого поста архиепископ Герасим возглавил великое повечерие в храме святого князя Владимира

18 марта 2024 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил великое повечерие с чтением первой части Великого канона преподобного Андрея Критского в храме равноапостольного князя Владимира г. Владикавказа.

Правящему архиерею сослужили клирики храма.

По окончании богослужения архиепископ Герасим обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«В первую седмицу Великого поста происходит настройка нашей души на дальнейшее движение по направлению к Пасхе. В первые четыре дня этой седмицы мы читаем Великий покаянный канон, составленный преподобным Андреем Критским. Этот канон действительно велик и по объему, и по глубине мысли. В нем более двухсот семидесяти тропарей, поэтому мы разделяем его сначала на четыре дня, а потом, когда уже по-настоящему разогреемся и пойдем быстрее, по выражению преподобного Иоанна Лествичника, то прочитаем его на пятой седмице целиком.

В этом каноне святой Андрей собрал воспоминания от времен Адама, Авраама, Моисея до Христа, и новозаветные примеры также приводит о том, что душа должна избрать на своем пути – путь жизни или путь смерти. Неоднократно в тропарях святой Андрей обращается к нам как бы от имени Священного Писания, от имени всей Священной истории: «Подумай, душе, избери, посмотри на разные примеры, примеры падения и примеры покаяния». Так, сегодня замечательный пример приводился: рука Моисея, которая была поражена проказой, вся побелела, но Господь ее очистил. Так вот, каким бы ни было наше греховное житие, и какой бы греховной проказой ни была поражена наша душа, по мере нашего покаяния Господь силен и волен нас очистить. Поэтому я не случайно назвал эти дни как бы особенной настройкой, потому что главная задача Великого поста – не просто какие-то диетические предписания, но переход в состояние деятельного покаяния. Покаяние, по-гречески, ‒ «метанойя», «изменение ума». Поэтому самая главная задача поста – это не сам процесс поста, а тот плод, который он дает. И сегодня в каноне Андрея Критского также говорилось, что постом мы исправляемся, а от невоздержания падаем, поэтому телесное воздержание, безусловно, необходимо. Это самая важная часть изменения нашего ума, потому что без помощи тела просто убеждениями, словами, чтением мы изменить себя не можем. Поэтому сейчас мы начинаем это особенное упражнение, вступаем в поприще, как бы на некий стадион, где состязаемся и прилагаем серьезные физические усилия для того, чтобы одержать победу над самым главным нашим врагом –грехом и смертью. Исправляясь, побеждая грех, исполняя заповеди Христовы, мы поражаем самого главного нашего противника. Сопротивление во время поста со стороны этого противника, сатаны, конечно, будет неизбежно. Мы будем чувствовать различные приражения, этого нечистого духа, который нас будет побуждать и к унынию, и к расслаблению. Но не будем поддаваться, потому что, если чувствуем, что борьба усилилась, значит, мы делаем правильное дело. Если наш враг на нас восстает, значит, мы на правильном пути. И, несомненно, Господь рядом с нами.

«Господи Сил, с нами буди», – молимся мы на великом повечерии. Да будет так, потому что, по выражению Священного Писания, «тех, которые с ними», то есть Господа и ангелов, «больше, нежели тех, которые с ними» (4Цар.6,16), то есть на сопротивной стороне. Не будем унывать. Безусловно, Христос, победивший мир, и нас хочет сделать своими со-победителями, чтобы и мы победили мир и князя мира сего и в радости встретили Пасху».