Page 6 - PravOs0018End.indd
P. 6

ПРАЗДНИКИ

    Заза Сагкати, историк

  МАЙР?МЫ КУАДЗ?Н — ПАСХА БОГОРОДИЦЫ

В летне-осенний период во всем восточно-христианском мире отмечается сразу несколько богоро-
дичных праздников. Три из них – Рождество Богородицы, Введение во храм и Успение – относятся к
числу двунадесятых. Предлагаемый материал посвящен празднику Успения Пресвятой Богородицы,
ставшему важнейшим временным репером осетинского традиционного календаря, – от этого дня
исчислялись все последующие праздники осеннего цикла.

В IV  веке, после издания Константином Вели-         С этого времени Успение Пресвятой Богородицы
        ким знаменитого Миланского эдикта, которым   окончательно входит в число главных праздников
        провозглашалась веротерпимость на всей тер-  всей Православной Церкви.
ритории Римской империи, прекратились гонения на
христиан. Теперь крещение принимали многие люди,       Таким образом, ко времени крещения Алании уже
в том числе и те, кто не стремился к крестному под-  полностью сложившееся в Церкви особое почитание
вигу жизни во Христе. Не стало, в пределах огромной  Пресвятой Девы Марии (в частности, празднование
империи, и мучеников за веру. Но непреходящая по-    Ее Успения) имело, как минимум, трехвековую тра-
требность в примерах подлинной святости и благоче-   дицию. Очевидно, что аланами был принят и цикл
стия только усиливалась.                             праздников, сформировавшийся во Вселенской
                                                     Церкви. Неудивительно, что вместе с Православием
  Очевидно, среди святых подвижни-
ков и героев библейских повествований
особую любовь и благоговение христиан
вызывала Пресвятая Дева Мария. О Ее
особом почитании на рубеже IV-V веков
свидетельствуют проповеди святых Ам-
вросия Медиоланского, Иоанна Златоу-
ста, Блаженного Августина, говорящих о
Пресвятой Деве как об идеале чистоты и
верности Богу.

  В V  веке под влиянием богословских
споров о природе Иисуса Христа был по-
ставлен вопрос об участии Святой Девы в
деле спасения. Именно тогда утверждается
термин «Богородица»; в Эфесе, Алексан-
дрии и других крупных центрах восточ-
ного христианства засвидетельствовано
особое почитание Пресвятой Девы. Не
позже конца V века можно датировать и
специальные празднества в честь Девы
Марии,  – символично, что они начались
в Антиохии, в городе, где последователей
Иисуса впервые назвали христианами.

  Любопытно, что Пресвятая Дева почи-
талась в среде не только православных,
но и еретиков, включая несториан, кото-
рые праздновали день Святой Марии в
пятницу после Богоявления. Яковитский
календарь 675 года относит праздник к
26 декабря  – эта дата напрямую связана
с Рождеством Христовым. Празднование
Успения Богородицы 15 августа начинает-
ся после середины V века. В конце VI века
император Маврикий (582-602 гг.) утвер-
дил 15 августа как день празднования в
честь Успения Пресвятой Богородицы
по всей империи. Западная Церковь за-
имствовала данный праздник из Констан-
тинополя при Папе Сергии I (687-701 гг.).

4 | Чырыстон ИР
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11