К началу. Храм в Эльхотово как возвращение к истокам аланского христианства

 

Предыстория

 

Мы едем сквозь дождь по федеральной трассе "Кавказ" из Владикавказа в село Эльхотово, расположенное в районе знаменитых Эльхотовских ворот – древнего прохода через Терско-Сунженский хребет.

В разные периоды это место называлось по-разному: Арджинараг, Верхний Джулат, Урочище Татартуп – стратегическая точка пересечения древних дорог. По предположениям историков и археологов, где-то здесь находился легендарный аланский город Дедяков.

"На обратном пути надо остановиться – Георгий Дзгоев кивает в сторону обочины, - здесь фундамент средневекового аланского храма, его непременно надо увидеть. На этом месте был православный храм! Мне кажется, что именно с этого надо начать".

История в районе Верхнего Джулата лежит слоями. И действительно, можно снимать один слой за другим в поисках начала. А там уж как повезет.

Здесь некогда столкнулись и крепко смешались времена, события, народы и религии. Потому по левой стороне федеральной трассы в каких-то сотнях метров друг от друга находятся: могильник кобанской культуры эпохи средней бронзы, булыжный фундамент аланской церкви с христианским захоронением и руины Татартупского минарета.

 

Георгий Дзгоев

Георгий Дзгоев

 

Георгий Дзгоев строитель, уже шесть лет он с братьями строит в родном селе церковь.

Спрашиваю, с чего все началось и почему он решил построить храм?

Георгий рассказывает, что пришел к Богу, находясь в непростой жизненной ситуации. Переживал, молился, и однажды, то ли во сне, то ли наяву услышал: "Все образуется, а ты построишь храм". Скоро все действительно наладилось совершенно невероятным и чудесным образом. Теперь предстояло исполнить "поручение".

Храм решено было строить в Эльхотово. Село возникло в первой половине ХIХ века в результате переселения осетин на равнину, церкви здесь не было, только мечеть. Родственники, жители и руководство села идею строительства храма поддержали, в 2007 году был заложен памятный камень. И на этом все.

"Не знаю по какой причине, но целых семь лет, с того момента, как был заложен камень – ничего с места не сдвинулось. Ни гвоздя не забили, ни лопаты в землю не воткнули", - рассказывает Дзгоев.

Стройка началась только в 2014. Георгий говорит, что изначально планировал построить храм в центре села на площадке перед железнодорожной станцией, но что-то не сложилось. Во времена спиртового бума земля в этом районном центре стоила дороже, чем во Владикавказе. Все свободные куски либо были уже куплены, либо имели потенциальных покупателей. И тут кто-то из родственников предложил обратить внимание на участок в другой части Эльхотово.

"Мы приехали, смотрим, а там аккуратный такой участок огорожен забором, ворота закрыты, а внутри ничего – только трава по пояс. Так красиво… Каким образом он оставался столько лет никем не замеченным и не купленным – загадка. Не иначе Господь берег", - говорит меценат.

Удивительно, но в это самое время одной женщине из Эльхотово приснился сон. Во сне она открыла окно в старом родительском доме и увидела прекрасный белокаменный храм, возвышающийся над селом. Любуясь его золотыми куполами, женщина точно знала, что храм посвящен святым апостолам Петру и Павлу.

Уже много лет она жила в Петербурге, и о том, что за тысячи километров, в родном Эльхотово, Георгий Дзгоев оформляет землю для строительства Петропавловского храма, совершенно точно ничего не знала.

 

Строительство Петропавловского храма в Эльхотово

Строительство Петропавловского храма в Эльхотово

 

Храм

Сегодня совершенно очевидно – место под строительство храма действительно было определено свыше. Храм возвышается над селом, виден далеко за его пределами, хорошо просматривается с трассы.

По архитектурному стилю ориентированный на византийское и аланское зодчество, он напоминает суровые, хорошо сохранившиеся в своем строгом облике аланские храмы - Шаонинский и Сентинский. Строгий, не разбитый на грани барабан, шлемовидный купол украшен тягами геометрического орнамента из выступающего кирпича. Все эти характерные особенности выдают стремление автора использовать традиции византийского и раннехристианского аланского зодчества.

С колокольни храма открывается удивительный вид на Сунженский хребет и Эльхотовские ворота: вот невысокие горы расступаются по двум сторонам, словно окаменевшие волны Красного Моря, открывая древний проход на Юг, он лежит прямо перед тобой, как на ладони.

А еще отсюда удается разглядеть крест на главном куполе, если с земли он кажется сплошным, то вблизи видно, что он ажурный и легкий. Через тонкие узоры национального орнамента, сквозит небо.

Колоколов пока нет, но они непременно будут – двенадцать штук – подарок благотворителя из Красноярска.

 

Юлия Абисалова

Юлия Абисалова

 

Архитектор

Автор проекта - молодой архитектор Юлия Абисалова. Проект храма святых апостолов Петра и Павла – это ее первый архитектурный опыт.

По словам Юлии, на разработку проекта, вынашивание идеи ушло несколько лет, впрочем, храм и сейчас еще не закончен.

"Впереди работа с прилегающей территорией, в самом храме нам предстоит сделать еще киворий над входом в нижний храм в честь Николая Туальского. Также предстоит работа над иконостасом, в самом храме еще много работы…", - говорит она.

Юлия с семьей живет во Владимирской области, мы общаемся с ней по телефону, и своим мелодичным, убаюкивающим голосом она рассказывает, что храм в Эльхотово - это главное дело ее жизни.

"Поначалу было очень сложно, приходилось во всем разбираться самой, хорошо, что мне помогали советами друзья-архитекторы Роман Фараджов и Полина Себетова, я им очень благодарна. Сегодня у меня нет чувства внутренней эйфории, я просто очень благодарна Господу, что он сподобил меня внести мою лепту в этот проект. Я имею в виду даже не архитектурный проект, а проект в глобальном смысле, начиная от мысли, которая была вложена в головы братьев Дзгоевых, о том, что здесь должен быть построен храм, и до первой Литургии, которая в нем совершилась. Возможно, в свое время я поступила на архитектурный факультет только для того, чтобы спроектировать этот храм. Даже если так случится "вдруг", что я стану самым крутым архитектором и застрою своими проектами пол России, все это не будет иметь никакого смысла, в сравнении с тем, что мне довелось сделать", - говорит Юлия.

 

Петропавловский храм в Эльхотово

Петропавловский храм в Эльхотово

 

Иконы

"Когда в нижнем храме начали проводить богослужения, это было осенью, помню, у нас была одна икона святых Апостолов Петра и Павла, наш батюшка так сокрушался! А потом они как "посыпались", одна, вторая, третья…", - рассказывает Георгий Дзгоев.

Считается, что когда храм за такое короткое время наполняется святынями – это особый знак милости Божьей. Сегодня в нижнем храме за иконами не видно голых бетонных стен. Так плотно они увешаны удивительными писаными образами, которые подарили или пожертвовали благотворители со всей страны.

Святые образы Царицы Тамары, Спиридона Тримифунского, Святого Меркурия… Иногда, иконы в строящийся храм дарят совершенно незнакомые люди.

Есть здесь среди множества ликов и образ Богоматери Толгской. По преданию в 13 веке икона была вывезена из осажденного и разграбленного аланского города Дедякова. Оригинал теперь хранится в Государственной Третьяковской галерее, а список вернулся… В Эльхотово, в Арджинараг, в область Верхний Джулат, в место, где согласно версии историков и археологов и стоял славный аланский город Дедяков. Удивительно, не правда ли?

 

Отец Борис

Отец Борис Бицоев

 

Приход и настоятель

Настоятель прихода отец Борис Бицоев вместе с прихожанами наводит порядок в храме. Таскает ведра с водой откуда-то с улицы, что-то оттирает, чистит подсвечники. Кажется очень строгим и даже суровым батюшкой. Но в беседе его суровость куда-то улетучивается, и с какой-то детской радостью и любовью священник рассказывает о храме и прихожанах, о том, как приехал сюда, в Эльхотово из Моздока и чем отличаются эти противоположные края Осетии:

"В Моздоке люди более степенные, а здесь люди горячие, с нашим осетинским темпераментом – вот это давай сделаем, вот это перевернем! Вчера со мной человек работал, уже дождь пошел, ветер поднялся, он уже мокрый насквозь был, но все равно пока работу свою не доделал, с места не сошел. Вот эту энергию надо в нужное русло направлять", - улыбается отец Борис.

Священник рассказывает, что вокруг храма уже складывается своя жизнь, выстраивается, как и сам храм – не спеша, по кирпичику, день за днем. Приход есть, он растет и даже клирос свой есть, состоящий из местных жителей.

"Я хочу, чтобы этот храм стал для прихожан не моим храмом, не храмом тех, кто его строит, я хочу, чтобы он стал для них "своим", как родной дом, куда человек может прийти и высказать Богу все, что есть у него на душе, попросить помощи, покаяться. Стены, когда красивые - это хорошо, но главное, что здесь уже есть люди, которые ищут и находят то, что они искали", - говорит священнослужитель.

Отец Борис ведет нас от иконы к иконе, подтверждая, что они собрались в храме чудесным образом за каких-то два года. Прошу рассказать о любимой, говорит, что любимые все, но сам останавливается у списка Моздокской Богородицы и, глядя на образ с любовью, рассказывает, что служил перед этой иконой много лет назад в Алагирском соборе, потом его перевели в Моздок, а спустя годы, когда приехал в Эльхотово, встретил здесь икону - список чудотворного образа пожертвовали в строящийся храм. Вот такая удивительная встреча. 

Священник говорит, что строящийся храм нуждается в поддержке каждого и постоянно. Что помощь в строительстве храма это такая же естественная необходимость, как пополнить счет на собственном телефоне. Только гораздо о важнее.

 

Прихожанин Петропавловского храма

Прихожанин Петропавловского храма

 

Неслучайность

Переступив порог верхнего храма невольно ахаешь. Не от убранства и не от благолепия, до которых еще далеко. От духа, незримо пребывающего в стенах. В таких вот храмах должно быть венчались на царство аланские цари. Высокий свод, строгие, вытянутые линии и устремляющаяся в высь мысль или сама душа. Согласно проекту здесь нет ни одной плоской поверхности, это необходимо для улучшения качеств акустики. И пока можно лишь представить, как прекрасно в подобных стенах звучание древних песнопений и слов Литургии на родном языке.

Под сводами храма святых апостолов Петра и Павла не покидает ощущение, что молитвами этих великих святых и сонма всех тех, что присутствуют здесь незримо, в Эльхотово, в Верхнем Джулате, в окрестностях славного города Дадикау, происходит что-то невероятное и архиважное.

Рассказывают, что в те семь лет, что прошли от закладки камня и до начала строительства, Георгий Дзгоев спрашивал священников и монашествующих, с чего начать строительство храма, как быть и что делать, чтобы не ошибиться. "Ты начни, а там само образуется, Господь все управит", – наставляли его в ответ.

"Как у вас это получилось?", - спрашиваю, глядя на восходящее пространство под сводами.

"Сам не знаю, как-то случайно", – отвечает Георгий Дзгоев.

Мы смеемся, но каждый из нас понимает, что у Бога случайностей нет.

 

Петропавловский храм в Эльхотово

Петропавловский храм в Эльхотово

 

Начало

Мы возвращаемся во Владикавказ. И теперь останавливаемся по правую сторону федеральной трассы. Как и планировалось, идем искать фундамент аланской церкви. Тропинка уходит от дороги в сторону, но вокруг лишь буйная летняя растительность. Фундамент надежно скрыт под мясистыми стеблями сорняков и плетущихся растений. Ни следа. Но он точно здесь. Наше наследие, корни, слой истории. Начало.

Фундамент средневековой церкви в районе села Эльхотово

Фундамент средневековой церкви в районе села Эльхотово

 

Дождь закончился, в воздухе душный запах гнилой травы и сырой земли.

Фундамент был раскрыт в ходе археологических работ в 1977 году известным историком и археологом В.А. Кузнецовым и с тех пор подвергается разрушительному воздействию внешней среды.

"Понимаете, это уникальный памятник, один из многих в этом месте. Здесь, у Эльхотовских ворот вообще сложился целостный историко-культурный комплекс", - говорит историк Людмила Габоева, которой я звоню прямо отсюда, с дороги.

Несколько лет назад, по благословению правящего архиерея, силами сотрудников Владикавказской и Аланской епархии, фундамент средневекового аланского храма был расчищен. Людмила Руслановна скидывает мне на телефон фото. На снимке основание зальной церкви аналогичной подобным памятникам Западной Алании XI–XII вв. Красивый фундамент, сложенный из речных булыжников, остов корабля, ушедшего в плаванье по волнам столетий.

Согласно христианской традиции, у Бога нет "вчера" и "завтра" - время удел смертных. Говорят, что храмы и монастыри появляются на своих местах совсем не случайно - места для них были определены еще в предначальные времена. Иногда наше "сегодня" пересекается с Божественным "всегда", не иначе. И как на глазах у стариков вырастают дети, так у руин древних храмов появляются их восприемники, впитавшие в себя вместе с соками земли традицию, дух, образ.

Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид

Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид

 

Возможно, остов средневекового храма будет законсервирован и спасен от дальнейшего разрушения, возможно работы по сохранению не будут проведены никогда. Но здесь, неподалеку уже стоит его восприемник и это дает надежду на то, что аланское православие возрождается из руин и пепла. Медленно, тяжело, но строится, как храм по кирпичику. И как сказал в Престольный праздник Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в своей проповеди правящий архиерей, архиепископ Леонид – "настанут лучшие времена и величественный храм сей будет сиять как снаружи, так и внутри".

 

 

Дзерасса Биазарти.

 

 

 

 

 

Источник: https://sputnik-ossetia.ru/North_Ossetia/20200730/10934113/K-nachalu-Khram-v-Elkhotovo-kak-vozvraschenie-k-istokam-alanskogo-khristianstva.html